Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

"Пятый океан Владимира Карповича Железникова"

Литературная зарница, посвященная 75-летию Великой Победы и 95-летию со дня рождения Владимира Железникова

Предварительная работа:

  • чтение рассказов В. Железникова «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев»
  • класс делится на команды, придумывает название и девиз

Правила игры. Игра состоит из 8 станций. Выполняя задания на каждой станции, участники получают элемент паззла, который они должны будут собрать в конце игры. Для этого необходимо разделить на 8 частей рисунок с осликом (Приложение 1). Именно фигурку ослика подарил Коля спасшему и приютившему его Андрею Беспалову в рассказе «Ослик и пятый океан»: «Это я сам выпилил из дерева в партизанском лагере и на костре обжёг. Хотел отцу подарить ко дню рождения. Возьмите его в полёт».

Материалы и оборудование:

  • маршрутный лист,
  • карточки с именами Нина, Юра, Андрей Сухов. Андрей Беспалов, Коля Федосов, Михаил Скопин, Иван Сергеевич Щеголеев, Анна Семеновна, Лёня, Алексей Петров, Профессор Железная Дисциплина. На каждое имя – две карточки (Приложение 5).

 

Буду ребятишкам рассказывать про эту проклятую войну. Люди быстро забывают прошлое, а ребятишкам надо знать, как нам нелегко это досталось.

В. Железников «Майор Щеголеев»

Ведущий. 26 октября исполняется 95 лет знаменитому писателю и кинодраматургу Владимиру Железникову. Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье пограничника в Белоруссии.

Будучи мальчишкой Владимир Железников всей душой рвался на фронт, но не попал туда из-за возраста. Войну он узнал через рассказы своего отца.

Писателем он тоже стал не сразу, хотя талант к сочинению во Владимире проснулся рано: в девять лет уже вел какие-то дневники, а перед самой войной, когда ему было пятнадцать, он написал маленькую повесть. Сперва он попробовал осуществить свою мечту – стать летчиком. В годы войны Владимир Карпович потупил в спецшколу Военно-воздушных сил: «Хотел стать летчиком, как и все мальчишки, но глаза уже тогда стали сдавать, –  вспоминал в последствии писатель. – Поступил в училище зенитной артиллерии, что в последствии также ни во что не вылилось». И тогда Владимир понял, что его главным призванием в жизни является литература. Он поступил в Литературный институт имени Горького.

А детским писателем Владимир стал случайно. Обучаясь в литературном институте, он работал в журнале «Мурзилка», в котором состоялась его первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Несмотря на то, что его юношеская мечта стать военным, лётчиком не воплотилась, в будущем он всё же сумел отдать дань событиям Великой Отечественной войны – словом. Его рассказы о войне «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев» – это своеобразный пятый океан несбывшегося военного лётчика Володи Железникова.

Сегодня вы станете участниками литературной зарницы по произведениям Владимира Железникова. Вам предстоит проявить знания сюжетов рассказов В. Железникова «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев», эрудицию, а также физическую подготовку.

На каждой станции, выполнив задание, вы будете получать элемент паззла, который вы должны будете собрать в конце игры.

Командам приготовиться к перекличке.

Ведущий называет название команды, команда в ответ говорит свой девиз

Ведущий. А теперь попрошу командиров подойти и получить маршрутные листы.

Далее команды согласно маршруту, идут по станциям. На каждой станции они получают элемент паззла, который они должны будут собрать в конце игры.

Станция ««КПП» (контрольно- пропускной пункт)»

На контрольно-пропускном пункте участникам предстоит провести идентификацию персонажей, встречающихся названий в рассказах В. Железникова: «Ослик и пятый океан», «Девушка в военном», «Майор Щеголеев». Для этого командам предстоит сыграть в игру по мотивам настольной игры «Мемо». От каждой команды выбирают по одному игроку.

Цель: собрать как можно больше карточек и поразить всех своей феноменальной способностью запоминать.

Карточки раскладываются на столе написанными именами вниз. Право сделать первый ход разыгрывается между участниками. Далее – по очереди. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые имена.  Выигрывает тот, кто найдёт больше пар – совпадений.

После того, как игрок отыщет пару карточек с одинаковыми именами, ему необходимо вспомнить, из какого рассказа персонаж, объяснить его роль в произведении (ответить на вопрос: Кто он в рассказе?).

Пятый океан Владимира Карповича Железникова

Ответ: Нина («Девушка в военном») – мама рассказчика

Юра («Девушка в военном») – сын героини рассказа, девушки в военном костюме на фотографии

Андрей Сухов («Девушка в военном») – однополчанин Нины Васильевны, мамы рассказчика

Андрей Беспалов («Ослик и пятый океан») – лётчик, с которым познакомились рассказчик и его мама по дороге в аэропорт

Коля Федосов («Ослик и пятый океан») – пионер, юный партизан

Михаил Скопин («Ослик и пятый океан») – бородатый партизан, коммунист, который вызвался добыть бензина для самолёта

Иван Сергеевич Щеголеев («Майор Щеголеев») – партизан, с которым Алёша познакомился в госпитале

Анна Семёновна («Майор Щеголеев») – соседка Щеголеева

Лёня («Майор Щеголеев») – внук Щеголеева

Алексей Петров («Майор Щеголеев») – сапёр из инженерных войск, с которым Щеголеев познакомился в госпитале

Профессор Железная Дисциплина («Майор Щеголеев») – так называли главного врача в госпитале

Станция «Танки идут ромбом»

Участникам предстоит вспомнить сюжет рассказа «В старом танке». Молодого танкиста взяли в плен фашисты, после чего устроили ему испытание:

«Вот, мол, тебе танк, ты должен будешь пройти на нём весь полигон, шестнадцать километров, а по тебе будут стрелять из пушек наши солдаты. Проведёшь танк до конца – значит, будешь жить, и лично я тебе дам свободу. Ну, а не проведёшь – значит, погибнешь. В общем, на войне как на войне».

 Пройти испытание ему предстояло в танке Т-34. А много ли танков, участвовавших во Второй мировой войне, знают юные читатели? Участникам необходимо соотнести описания советских и немецких танков, участвовавших во Второй мировой войне, с их изображением (Приложение 4).

Пятый океан Владимира Карповича Железникова_2

Станция «Сапёр»

Вопросы пишутся на листах разного цвета. Например, вопросы по рассказу «Ослик и пятый океан» оформляются на бумаге зеленого цвета, и т.п.  Карточки с вопросами развешиваются на веревках, натянутых и пересекающихся на разных уровнях. Эти верёвки и будут минным полем для детей. 

Когда дети приходят на станцию, ведущий сам говорит детям, какого цвета карточки они должны собрать.  Карточки они получают в том случае, если правильно отвечают на вопрос. Если же ответ неверный, то карточка вешается обратно на веревку.

Ведущий. Алексей Петров, герой рассказа «Майор Щеголеев», на войне был сапёром инженерных войск. Я предлагаю вам попробовать себя в роли сапера, и Алёше, пройти через минное поле. Вам необходимо разминировать интеллектуальные мины, т. е.  собрать листочки своего цвета с вопросами по произведениям и дать ответы на них.

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Вопрос-мина №1.

В чём Коля, герой рассказа «Ослик и пятый океан», принёс бензин из деревни?

Ответ. В бидоне из-под молока

Вопрос-мина №2.

Что пилоту Беспалову, герою рассказа «Ослик и пятый океан», пришлось оставить на земле, чтобы Коля полетел с ними?

Ответ. Кобуру с пистолетом и кожаное пальто

Вопрос-мина №3.

Лоцман, указывающий воздушным судам в пятом океане безопасный путь в гавань в рассказе «Ослик и пятый океан»?

Ответ. Авиадиспетчер

Вопрос-мина №4.

Какое первое испытание пришлось пережить Маше, героине рассказа «Майор Щеголеев», при поиске партизанского отряда?

Ответ. Прыжок с парашютом

Вопрос-мина №5.

Сколько часов медсестра несла на себе Андрея Сухова в рассказе «Девушка в военном»?

Ответ. 10 часов

Вопрос-мина №6.

Какого числа день рождения мамы Юры из рассказа «Девушка в военном»?

Ответ. 21-го

Вопрос-мина №7.

Какими бомбами бомбили автобус с ранеными в рассказе «Девушка в военном»?

Ответ. Это были бомбы с сиреной

Вопрос-мина №8.

Как Щеголеев, герой рассказа «Майор Щеголеев», называл жителей своего совхоза?

Ответ. Славный народ

Вопрос-мина №9.

В каком году без вести пропал отец мужчины из рассказа «В старом танке»?

Ответ. В 1943 году

Вопрос-мина №10.

Какой цветок по рассказу «В старом танке» придал сил и храбрости танкисту, которого поймали после неудавшегося побега?

Ответ. Ромашка

Станция «Зоркий сокол»

Участникам необходимо прочитать, используя армейский бинокль отрывок из рассказа «Ослик и пятый океан», удаленный на определенное расстояние. Прочитав его, произведя расчёты, необходимо ответить на вопрос: «Скольких пассажиров взял на борт пилот Беспалов?».

Ответ: 19 пассажиров.

Отрывок из рассказа «Ослик и пятый океан»:
Было это в 1941 году…

Пилот считал раненых, которые подымались по лесенке в самолёт. Он считал вслух: “Раз, два, три, четыре…” Все напряжённо прислушивались к размеренному счёту. “Пять, шесть, семь…”.
Раненые стояли в очереди к самолёту молча, но каждый из них с трепетом ждал, когда этот счёт прекратится.
Среди раненых был здоровый мужчина. Он держал за руку мальчика лет одиннадцати, бледного, худенького, одетого в чистое гражданское платье, неизвестно как сохранившееся в этих партизанских лесах.
Пилот считал: “Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать”. Потом он замолчал, и в самолёт влезло ещё несколько раненых.
“Всё! – сказал он. – Больше сажать нельзя!”.
В очереди, кроме них, осталось всего три человека. Двое совсем молодых парней, один с перебинтованными руками, другой с перевязанным лицом, на котором виднелись только удивительно голубые глаза. И третий постарше, бородатый.
Трое молчали. Они знали: раз нельзя, то нельзя, хотя если они останутся в лесу, без врача, то умрут от ран. Но они молчали.
И человек с мальчиком тоже молчал.
Пилот оглянулся. Эти трое поворачивались, чтобы уйти. Тогда он открыл люк самолёта и крикнул:
“Сдать всем оружие и лишние вещи! Быстро!”.
Скоро у самолёта выросла горка автоматов, запасных обойм, гранат, пистолетов разных марок.
Пилот посмотрел на эту горку оружия, потом перевёл взгляд на раненых. Они стояли теперь рядом, и мальчика из-за них не было видно. И крикнул:
“Ещё!”.
Из самолёта полетели шинели, вещевые мешки, фляги с водой, чья-то рука выбросила несколько пар сапог. Тогда двое из этих, голубоглазый парень и бородатый, сели на землю и тоже скинули сапоги. Потом бородатый помог присесть третьему, у которого обе руки были перевязаны, и стащил с него сапоги.
“Ну, входите”, – сказал пилот.
И трое, ступая босыми ногами по железным ступеням лесенки, скрылись в самолёте.
Пилот уже хотел убрать лесенку, но мужчина с мальчиком сказал:
“Товарищ, паренька ещё захвати. Необходимо…” – Он что-то хотел добавить, но посмотрел на мальчика и не стал.
Пилот нехотя отстегнул кобуру с пистолетом, сбросил кожаное пальто и кивнул мальчику:
“Входи”.

Станция «Военный словарик»

Рассказы «Девушка в военном», «В старом танке», «Майор Щеголеев»

Участникам предстоит по погонам (Приложение 3) определить воинские звания, вспомнить, в каких рассказах они встречаются, и соотнести с текстом, зачитав его вслух.

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Станция «Азбука Морзе»

Участники находят на этой станции зашифрованное фашистское послание из рассказа «Ослик и пятый океан». Расшифровать его предстоит при помощи азбуки Морзе (Приложение 2):

Пятый океан Владимира Карповича Железникова_5

Ответ: Самолёт попал в луч прожектора. Снизится – свой, нет – советский.

Станция «Раненый боец»

Для выполнения задания на этой станции дети должны вспомнить рассказ «Девушка в военном»: куда был ранен герой рассказа, как медсестра транспортировала раненого бойца. Также нужно знать, как оказывается помощь при разных ранениях.

Участник, переодетый в белый халат, с санитарной сумкой по сигналу начинает пробираться сквозь импровизированные преграды на поле боя к раненому бойцу (участник в этой роли сидит на стуле). Необходимо пройти через кегли – «мины», поставленные змейкой. Добравшись в целости и сохранности до раненого солдата и вспомнив о том, куда был ранен солдат в рассказе «Девушка в военном», оказать ему первую помощь.  Затем надо вспомнить, как медсестра транспортировала раненого бойца из рассказа, и обратный путь к своей команде проделать указанным способом. Побеждает та команда, чей медработник справится быстрее.

Чтобы узнать, при каком ранении необходимо оказать помощь, нужно вспомнить подробнее рассказ «Девушка в военном»: «Это было на войне. Меня тяжело ранили в ногу и в живот. Когда ранят в живот, это особенно больно».

  • При ранении в живот необходимо провести очистку раны при помощи бинта и антисептика. После этого на пострадавшего накладывается повязка.
  • При ранении в ногу необходимо остановить кровотечение: наложить жгут и давящую повязку.
  • «Как медсестра транспортировала раненого бойца из рассказа?» Ответ: «Я повернулся, и моя спина плотно легла на её спину. Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но она медленно поползла вперед, неся на себе меня».

Станция «Песня у костра»

Команды собирают костер из поленьев по образцу и рассаживаются вокруг, исполняя песню о летчиках на войне, так как Желизников мечтал быть летчиком и хотел попасть на фронт (например, «Пора в путь-дорогу», «Бомбардировщики», «Смуглянка», «Катюша», «Потому что мы пилоты» и др.).

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Подведение итогов т награждение

После того, как команды пройдут все станции, им предстоит собрать из частей паззла изображение ослика. Выигрывает та команда, в паззле которой будут все части. При равном положении возможна победы команды, которая соберёт паззл быстрее.

Объявление победителя  интеллектуально-спортивной игры «Литературная зарница», награждение.

Автор: Чупова Екатерина Валерьевна, ведущий библиотекарь организационно-методического отдела 
центральной библиотеки им. Ю. Гагарина г. Новочебоксарск.

В пакет для скачивания входят сценарий и материал для творческих заданий

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

ЛИТСОВА.РФ

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

О, привет!
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый месяц.

Мы не спамим!

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Shopping Cart

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы!