Меню Закрыть

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Поделиться:

"Пятый океан Владимира Карповича Железникова"

Литературная зарница, посвященная 75-летию Великой Победы и 95-летию со дня рождения Владимира Железникова

Предварительная работа:

  • чтение рассказов В. Железникова «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев»
  • класс делится на команды, придумывает название и девиз

Правила игры. Игра состоит из 8 станций. Выполняя задания на каждой станции, участники получают элемент паззла, который они должны будут собрать в конце игры. Для этого необходимо разделить на 8 частей рисунок с осликом (Приложение 1). Именно фигурку ослика подарил Коля спасшему и приютившему его Андрею Беспалову в рассказе «Ослик и пятый океан»: «Это я сам выпилил из дерева в партизанском лагере и на костре обжёг. Хотел отцу подарить ко дню рождения. Возьмите его в полёт».

Реклама

Материалы и оборудование:

Реклама
Реклама
  • маршрутный лист,
  • карточки с именами Нина, Юра, Андрей Сухов. Андрей Беспалов, Коля Федосов, Михаил Скопин, Иван Сергеевич Щеголеев, Анна Семеновна, Лёня, Алексей Петров, Профессор Железная Дисциплина. На каждое имя – две карточки (Приложение 5).

 

Буду ребятишкам рассказывать про эту проклятую войну. Люди быстро забывают прошлое, а ребятишкам надо знать, как нам нелегко это досталось.

В. Железников «Майор Щеголеев»

Ведущий. 26 октября исполняется 95 лет знаменитому писателю и кинодраматургу Владимиру Железникову. Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье пограничника в Белоруссии.

Будучи мальчишкой Владимир Железников всей душой рвался на фронт, но не попал туда из-за возраста. Войну он узнал через рассказы своего отца.

Писателем он тоже стал не сразу, хотя талант к сочинению во Владимире проснулся рано: в девять лет уже вел какие-то дневники, а перед самой войной, когда ему было пятнадцать, он написал маленькую повесть. Сперва он попробовал осуществить свою мечту – стать летчиком. В годы войны Владимир Карпович потупил в спецшколу Военно-воздушных сил: «Хотел стать летчиком, как и все мальчишки, но глаза уже тогда стали сдавать, –  вспоминал в последствии писатель. – Поступил в училище зенитной артиллерии, что в последствии также ни во что не вылилось». И тогда Владимир понял, что его главным призванием в жизни является литература. Он поступил в Литературный институт имени Горького.

А детским писателем Владимир стал случайно. Обучаясь в литературном институте, он работал в журнале «Мурзилка», в котором состоялась его первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Несмотря на то, что его юношеская мечта стать военным, лётчиком не воплотилась, в будущем он всё же сумел отдать дань событиям Великой Отечественной войны – словом. Его рассказы о войне «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев» – это своеобразный пятый океан несбывшегося военного лётчика Володи Железникова.

Сегодня вы станете участниками литературной зарницы по произведениям Владимира Железникова. Вам предстоит проявить знания сюжетов рассказов В. Железникова «Девушка в военном», «В старом танке», «Ослик и пятый океан», «Майор Щеголеев», эрудицию, а также физическую подготовку.

На каждой станции, выполнив задание, вы будете получать элемент паззла, который вы должны будете собрать в конце игры.

Командам приготовиться к перекличке.

Ведущий называет название команды, команда в ответ говорит свой девиз

Ведущий. А теперь попрошу командиров подойти и получить маршрутные листы.

Далее команды согласно маршруту, идут по станциям. На каждой станции они получают элемент паззла, который они должны будут собрать в конце игры.

Станция ««КПП» (контрольно- пропускной пункт)»

На контрольно-пропускном пункте участникам предстоит провести идентификацию персонажей, встречающихся названий в рассказах В. Железникова: «Ослик и пятый океан», «Девушка в военном», «Майор Щеголеев». Для этого командам предстоит сыграть в игру по мотивам настольной игры «Мемо». От каждой команды выбирают по одному игроку.

Цель: собрать как можно больше карточек и поразить всех своей феноменальной способностью запоминать.

Карточки раскладываются на столе написанными именами вниз. Право сделать первый ход разыгрывается между участниками. Далее – по очереди. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые имена.  Выигрывает тот, кто найдёт больше пар – совпадений.

После того, как игрок отыщет пару карточек с одинаковыми именами, ему необходимо вспомнить, из какого рассказа персонаж, объяснить его роль в произведении (ответить на вопрос: Кто он в рассказе?).

Пятый океан Владимира Карповича Железникова

Ответ: Нина («Девушка в военном») – мама рассказчика

Юра («Девушка в военном») – сын героини рассказа, девушки в военном костюме на фотографии

Андрей Сухов («Девушка в военном») – однополчанин Нины Васильевны, мамы рассказчика

Андрей Беспалов («Ослик и пятый океан») – лётчик, с которым познакомились рассказчик и его мама по дороге в аэропорт

Коля Федосов («Ослик и пятый океан») – пионер, юный партизан

Михаил Скопин («Ослик и пятый океан») – бородатый партизан, коммунист, который вызвался добыть бензина для самолёта

Иван Сергеевич Щеголеев («Майор Щеголеев») – партизан, с которым Алёша познакомился в госпитале

Анна Семёновна («Майор Щеголеев») – соседка Щеголеева

Лёня («Майор Щеголеев») – внук Щеголеева

Алексей Петров («Майор Щеголеев») – сапёр из инженерных войск, с которым Щеголеев познакомился в госпитале

Профессор Железная Дисциплина («Майор Щеголеев») – так называли главного врача в госпитале

Станция «Танки идут ромбом»

Участникам предстоит вспомнить сюжет рассказа «В старом танке». Молодого танкиста взяли в плен фашисты, после чего устроили ему испытание:

«Вот, мол, тебе танк, ты должен будешь пройти на нём весь полигон, шестнадцать километров, а по тебе будут стрелять из пушек наши солдаты. Проведёшь танк до конца – значит, будешь жить, и лично я тебе дам свободу. Ну, а не проведёшь – значит, погибнешь. В общем, на войне как на войне».

 Пройти испытание ему предстояло в танке Т-34. А много ли танков, участвовавших во Второй мировой войне, знают юные читатели? Участникам необходимо соотнести описания советских и немецких танков, участвовавших во Второй мировой войне, с их изображением (Приложение 4).

Пятый океан Владимира Карповича Железникова_2

Станция «Сапёр»

Вопросы пишутся на листах разного цвета. Например, вопросы по рассказу «Ослик и пятый океан» оформляются на бумаге зеленого цвета, и т.п.  Карточки с вопросами развешиваются на веревках, натянутых и пересекающихся на разных уровнях. Эти верёвки и будут минным полем для детей. 

Когда дети приходят на станцию, ведущий сам говорит детям, какого цвета карточки они должны собрать.  Карточки они получают в том случае, если правильно отвечают на вопрос. Если же ответ неверный, то карточка вешается обратно на веревку.

Ведущий. Алексей Петров, герой рассказа «Майор Щеголеев», на войне был сапёром инженерных войск. Я предлагаю вам попробовать себя в роли сапера, и Алёше, пройти через минное поле. Вам необходимо разминировать интеллектуальные мины, т. е.  собрать листочки своего цвета с вопросами по произведениям и дать ответы на них.

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Вопрос-мина №1.

В чём Коля, герой рассказа «Ослик и пятый океан», принёс бензин из деревни?

Ответ. В бидоне из-под молока

Вопрос-мина №2.

Что пилоту Беспалову, герою рассказа «Ослик и пятый океан», пришлось оставить на земле, чтобы Коля полетел с ними?

Ответ. Кобуру с пистолетом и кожаное пальто

Вопрос-мина №3.

Лоцман, указывающий воздушным судам в пятом океане безопасный путь в гавань в рассказе «Ослик и пятый океан»?

Ответ. Авиадиспетчер

Вопрос-мина №4.

Какое первое испытание пришлось пережить Маше, героине рассказа «Майор Щеголеев», при поиске партизанского отряда?

Ответ. Прыжок с парашютом

Вопрос-мина №5.

Сколько часов медсестра несла на себе Андрея Сухова в рассказе «Девушка в военном»?

Ответ. 10 часов

Вопрос-мина №6.

Какого числа день рождения мамы Юры из рассказа «Девушка в военном»?

Ответ. 21-го

Вопрос-мина №7.

Какими бомбами бомбили автобус с ранеными в рассказе «Девушка в военном»?

Ответ. Это были бомбы с сиреной

Вопрос-мина №8.

Как Щеголеев, герой рассказа «Майор Щеголеев», называл жителей своего совхоза?

Ответ. Славный народ

Вопрос-мина №9.

В каком году без вести пропал отец мужчины из рассказа «В старом танке»?

Ответ. В 1943 году

Вопрос-мина №10.

Какой цветок по рассказу «В старом танке» придал сил и храбрости танкисту, которого поймали после неудавшегося побега?

Ответ. Ромашка

Станция «Зоркий сокол»

Участникам необходимо прочитать, используя армейский бинокль отрывок из рассказа «Ослик и пятый океан», удаленный на определенное расстояние. Прочитав его, произведя расчёты, необходимо ответить на вопрос: «Скольких пассажиров взял на борт пилот Беспалов?».

Ответ: 19 пассажиров.

Отрывок из рассказа «Ослик и пятый океан»:
Было это в 1941 году…

Пилот считал раненых, которые подымались по лесенке в самолёт. Он считал вслух: “Раз, два, три, четыре…” Все напряжённо прислушивались к размеренному счёту. “Пять, шесть, семь…”.
Раненые стояли в очереди к самолёту молча, но каждый из них с трепетом ждал, когда этот счёт прекратится.
Среди раненых был здоровый мужчина. Он держал за руку мальчика лет одиннадцати, бледного, худенького, одетого в чистое гражданское платье, неизвестно как сохранившееся в этих партизанских лесах.
Пилот считал: “Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать”. Потом он замолчал, и в самолёт влезло ещё несколько раненых.
“Всё! – сказал он. – Больше сажать нельзя!”.
В очереди, кроме них, осталось всего три человека. Двое совсем молодых парней, один с перебинтованными руками, другой с перевязанным лицом, на котором виднелись только удивительно голубые глаза. И третий постарше, бородатый.
Трое молчали. Они знали: раз нельзя, то нельзя, хотя если они останутся в лесу, без врача, то умрут от ран. Но они молчали.
И человек с мальчиком тоже молчал.
Пилот оглянулся. Эти трое поворачивались, чтобы уйти. Тогда он открыл люк самолёта и крикнул:
“Сдать всем оружие и лишние вещи! Быстро!”.
Скоро у самолёта выросла горка автоматов, запасных обойм, гранат, пистолетов разных марок.
Пилот посмотрел на эту горку оружия, потом перевёл взгляд на раненых. Они стояли теперь рядом, и мальчика из-за них не было видно. И крикнул:
“Ещё!”.
Из самолёта полетели шинели, вещевые мешки, фляги с водой, чья-то рука выбросила несколько пар сапог. Тогда двое из этих, голубоглазый парень и бородатый, сели на землю и тоже скинули сапоги. Потом бородатый помог присесть третьему, у которого обе руки были перевязаны, и стащил с него сапоги.
“Ну, входите”, – сказал пилот.
И трое, ступая босыми ногами по железным ступеням лесенки, скрылись в самолёте.
Пилот уже хотел убрать лесенку, но мужчина с мальчиком сказал:
“Товарищ, паренька ещё захвати. Необходимо…” – Он что-то хотел добавить, но посмотрел на мальчика и не стал.
Пилот нехотя отстегнул кобуру с пистолетом, сбросил кожаное пальто и кивнул мальчику:
“Входи”.

Станция «Военный словарик»

Рассказы «Девушка в военном», «В старом танке», «Майор Щеголеев»

Участникам предстоит по погонам (Приложение 3) определить воинские звания, вспомнить, в каких рассказах они встречаются, и соотнести с текстом, зачитав его вслух.

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Станция «Азбука Морзе»

Участники находят на этой станции зашифрованное фашистское послание из рассказа «Ослик и пятый океан». Расшифровать его предстоит при помощи азбуки Морзе (Приложение 2):

Пятый океан Владимира Карповича Железникова_5

Ответ: Самолёт попал в луч прожектора. Снизится – свой, нет – советский.

Станция «Раненый боец»

Для выполнения задания на этой станции дети должны вспомнить рассказ «Девушка в военном»: куда был ранен герой рассказа, как медсестра транспортировала раненого бойца. Также нужно знать, как оказывается помощь при разных ранениях.

Участник, переодетый в белый халат, с санитарной сумкой по сигналу начинает пробираться сквозь импровизированные преграды на поле боя к раненому бойцу (участник в этой роли сидит на стуле). Необходимо пройти через кегли – «мины», поставленные змейкой. Добравшись в целости и сохранности до раненого солдата и вспомнив о том, куда был ранен солдат в рассказе «Девушка в военном», оказать ему первую помощь.  Затем надо вспомнить, как медсестра транспортировала раненого бойца из рассказа, и обратный путь к своей команде проделать указанным способом. Побеждает та команда, чей медработник справится быстрее.

Чтобы узнать, при каком ранении необходимо оказать помощь, нужно вспомнить подробнее рассказ «Девушка в военном»: «Это было на войне. Меня тяжело ранили в ногу и в живот. Когда ранят в живот, это особенно больно».

  • При ранении в живот необходимо провести очистку раны при помощи бинта и антисептика. После этого на пострадавшего накладывается повязка.
  • При ранении в ногу необходимо остановить кровотечение: наложить жгут и давящую повязку.
  • «Как медсестра транспортировала раненого бойца из рассказа?» Ответ: «Я повернулся, и моя спина плотно легла на её спину. Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но она медленно поползла вперед, неся на себе меня».

Станция «Песня у костра»

Команды собирают костер из поленьев по образцу и рассаживаются вокруг, исполняя песню о летчиках на войне, так как Желизников мечтал быть летчиком и хотел попасть на фронт (например, «Пора в путь-дорогу», «Бомбардировщики», «Смуглянка», «Катюша», «Потому что мы пилоты» и др.).

Сценарий литературной игры «Пятый океан Владимира Железникова»

Подведение итогов т награждение

После того, как команды пройдут все станции, им предстоит собрать из частей паззла изображение ослика. Выигрывает та команда, в паззле которой будут все части. При равном положении возможна победы команды, которая соберёт паззл быстрее.

Объявление победителя  интеллектуально-спортивной игры «Литературная зарница», награждение.

Автор: Чупова Екатерина Валерьевна, ведущий библиотекарь организационно-методического отдела 
центральной библиотеки им. Ю. Гагарина г. Новочебоксарск.

В пакет для скачивания входят сценарий и материал для творческих заданий

Лого сайта ЛитСова.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Related Posts