Меню Закрыть

Сценарий литературной игры «Волшебные книги Валентины Осеевой»

Реклама
Поделиться:

"Волшебные книги Валентины Осеевой"

Литературное путешествие по рассказам Валентины Осеевой

Валентина Осеева рассказы детям

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие друзья! Я хочу вам рассказать об одной девочке, такой же как вы. Так вот, жила была девочка…

Рассказ прерывается появлением мальчика. Он идет с низко опущенной головой, грустный.  Ведущий обращается к нему.

Реклама

ВЕДУЩИЙ. С тобой что-то случилось?

Реклама
Реклама

МАЛЬЧИК. Ну и ладно! А вам – то что?

ВЕДУЩИЙ. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

МАЛЬЧИК. Еще бы! Я скоро совсем убегу из дому.

ВЕДУЩИЙ. Убежишь?

МАЛЬЧИК. Убегу! Ленка ни одной краски не дает! А у самой сколько! Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой. Брат на лодке едет, а меня не берет.

ВЕДУЩИЙ. Ну, из-за этого убегать не стоит. Я хочу тебе помочь. Вот тебе книжка. Почитай её. И тогда ты узнаешь таинственное слово, которое поможет тебе и откроет путь к сердцу сестры, бабушки и брата.

МАЛЬЧИК.  Она что… эта ваша книга волшебная?

ВЕДУЩИЙ. Конечно волшебная. А сейчас я хочу рассказать одну историю. Так вот, жила была девочка. Она очень любила читать маленькие рассказы. Любила она их за то, что маленькие рассказы можно было читать без помощи взрослых. Однажды она как всегда читала книжку.

Выходят девочка и садится на скамейку. Девочка начинает читать книгу.  Входит мама, видит, что дочка читает, подходит к ней.

МАМА.  Понравился тебе рассказ?

ДОЧКА.  Не знаю. Я о нём не думала.

МАМА.  Мало уметь читать, надо уметь думать. Описанные истории в рассказах многому научить. Пойдем я тебе покажу

Мама берет девочку за руку и уходит

ВЕДУЩИЙ. С тех пор, прочитав рассказ, она стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни ей это очень помогло, то она написала для вас короткие рассказы, чтобы легче было научиться читать и думать.

МАЛЬЧИК. А кто она, эта девочка?

ВЕДУЩИЙ. Это Валентина Осеева — писательница с собственным литературным почерком, чудесный педагог, человек большого сердца и чуткой души.

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году. Отец ее принимал участие в революционном движении. Спасаясь от полиции, он часто переезжал из города в город, и еще ребенком будущая писа­тельница повидала множество людей, о которых потом писала в своих книгах. В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву, и там по окончании школы Валентина Осеева нача­ла работать в Трудовой ком­муне для безнадзорных ребят. И работала с детьми целых 16 лет.

Валентина Осеева была уди­вительным воспитателем! Ребята очень любили добрую и отзывчи­вую воспитательницу. Для них она сочиняла стихи; по вечерам рассказывала ребятам сочиненные ею сказки; устра­ивала спектакли, на которых ставились ее собственные пьесы. Устные рассказы и пьесы, которые сочиняла Осеева для своих воспитанников, нравились ребятам. Ее воспитанники настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. В 1937 его году напечатали в газете. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывав­шемся в детском доме. Рассказ назывался «Гришка». Так появилась новая детская писательница.

Книжки Валентины Осеевой учили детей самым простым, но и самым необходи­мым истинам — вежливости, правдивости, доброте…

Разнообразна тематика рассказов В. А. Осеевой для де­тей. Так же многогранна она, как сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям!

А теперь давайте вспомним слова мамы Валентины Осеевой «Мало уметь читать, надо уметь думать». Читать вы умеете все, и ты тоже (обращается к мальчику). Будем вместе учиться думать.

Разыгрывается сценка из рассказа «Просто старушка». Выходят девочка с мальчиком Витей. Впереди них идет старушка. Старушка поскользнулась и упала. Витя подбегает и помогает ей встать.

ДЕВОЧКА. Это твоя бабушка?

ВИТЯ. Нет.

ДЕВОЧКА. Мама?

ВИТЯ. Нет!

ДЕВОЧКА. Ну, тетя? Или знакомая?

ВИТЯ. Да нет же, нет! Это просто старушка.

Герои замирают.

ВЕДУЩИЙ. Обращается к Мальчику.  Как ты думаешь, правильно поступил мальчик?

МАЛЬЧИК. Ну, я не знаю.

ВЕДУЩИЙ. А как бы ты сам поступи?

МАЛЬЧИК. Но ведь это не моя бабушка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете о поступке мальчика? Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим друзьям раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников: «Волшебное слово», «Синие листья», «До первого дождя».

Разыгрывается сценка из рассказа «Три товарища».

Девочка уходит, а к Вите присоединяются еще трое, Коля, Миша и Володя.

КОЛЯ. Почему ты не ешь?

ВИТЯ. Завтрак потерял.

КОЛЯ. Плохо. До обеда еще далеко. Откусывает большой кусок белого хлеба.

МИША. А где ты его потерял?

ВИТЯ. Не знаю.

МИША. Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть. Откусывает кусок белого хлеба.

ВОЛОДЯ. Разламывает свой бутерброд и протягивает товарищу. Бери, ешь!

Герои замирают.

ВЕДУЩИЙ. Снова обращается к Мальчику. Чему же учит эта ситуация?

МАЛЬЧИК. Свой бутерброд я бы точно никому не отдал.

ВЕДУЩИЙ. Качает головой. Как же думают наши ребята? Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Осеева помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть зло­памятными. Остроумно высмеивает она многие отрицатель­ные черты в поведении детей.

Разыгрывается сценка из рассказа «Что легче?».

Витя уходит, а остальные продолжают путь.

ВОЛОДЯ. Загулялись мы. Даже не заметили, как день прошел.

КОЛЯ. Попадет нам дома! Я скажу, что на меня волк напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.

МИША. Я скажу, что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

ВОЛОДЯ. А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Мальчики расходятся и идут:

Коля к Отцу, Миша к Маме, Володя к Тете.

КОЛЯ. На меня волк напал в лесу.

ОТЕЦ. Сердито. Нет в этих местах волка. Ставит его в угол.

МИША. Я дедушку встретил, потому и опоздал.

МАМА. Сердито. Дед только ушел домой, не дождался тебя. Ставит его в угол.

ВОЛОДЯ. Я с друзьями был в лесу, и мы заигрались.

ТЕТЯ. Ворчливо. Следующий раз будь внимательней. Потрепала его по голове.

ВЕДУЩИЙ. Обращается к мальчику.  Что   легче: лгать   или   говорить правду?

МАЛЬЧИК. Задумывается. Я думаю, что лучше сказать правду.

ВЕДУЩИЙ. Улыбаясь. А что скажут ребята? Ответы детей.

МАЛЬЧИК. Почему герои книг Валентины Осеевой воспринимаются как живые, реальные ре­бята?

ВЕДУЩИЙ. Да потому, что такими они были в памяти самой писатель­ницы. Валентина Осеева писа­ла: «В каждом из них есть живые герои, взятые мною прямо из жизни…. Вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера». Жизнь детей Валентина Осеева знала не понаслышке, не из чужих рас­сказов. «Волшебство» книг содержится не только в слове «пожалуйста». Это слово звучит как форма выражения сущности человече­ских отношений в обществе: доброжела­тельности, вежливости и теплоты.

МАЛЬЧИК. Я понял. Хорошие поступки надо делать каждый день, и не надо ждать за это награды. И эта книга научит меня вежливости, честности, уважению к старшим.

ВЕДУЩИЙ. Молодец! Главное не забывайте совет В. Осеевой: читать и думать. Книги Осеевой читают дети не только нашей страны, но и многих других стран. Коротенькие рассказы нацелены против эгоизма, равнодушия, грубости, трусости, неблагодар­ности, непостоянства в дружбе и хвастовства. Умерла писательница в июле 1969 года. Но книги В. Осеевой читают ребята уже нескольких поколений. Они по-прежнему учат, как важно быть справедливым, уметь дружить. А эти качества нужны человеку во все времена. Возможно, кое-кто из ре­бят улыбнется, прочитав эти рассказы, а кое-кто и покрас­неет, увидав в них свое правдивое отражение, и, наверное, захочет стать лучше.

Автор: Федотова Ольга Петровна заведующий организационно-методическим отделом 
центральной библиотеки им. Ю. Гагарина г. Новочебоксарск

Лого сайта ЛитСова.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Related Posts