"Джентельмены в поисках удачи"

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Стивенсон. Остров сокровищ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по книге «Остров сокровищ»  шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона.  Эта книга принесла своему создателю первый настоящий успех. И если бы не история, придуманная скучной шотландской осенью 1881 года, разве бы мы знали, что такое настоящие приключения?! Уже больше ста лет взрослые и дети с равным задором принимают правила игры: одноногий пират, черная метка, скрип матч, соленый ветер, «Пиастры! Пиастры!». Давайте и мы с вами примем эти правила и окунемся в пиратские приключения.

Вас ждут интересные, неожиданные и даже совсем легкие задания о приключениях персонажей «Острова сокровищ» и, конечно, о мире пиратов. Кто же такие пираты?

Пиратство широко развилось на протяжении долгих войн в 16-18 веках главных морских держав: Англии и Испании. Особенно рьяно грабили английские пираты испанские караваны, доставлявшие заморское золото из Мексики, Перу, Вест-Индии. Во время войны такой узаконенный грабеж вели так называемые каперы, совершавшие свои набеги под английским флагом. Но англичане не хотели приостанавливать этот выгодный промысел и на время перемирий. Они снаряжали уже не под своим флагом так называемых корсаров, действовавших по принципу: не пойман – не вор. Английские короли милостиво принимали от них добычу и бесстыдно открещивались от них, если тем случалось попасть в беду. Некоторые из таких корсаров становились мстителями за себя и защитниками обиженных, но чаще, оказавшись вне закона, эти отверженные пополняли ряды пиратов, разбойничавших уже за свой страх и риск. Выкинув черный флаг с черепом и костями, они не давали проходу и своим, английским, торговым судам и позднее доставили много забот английскому правительственному флоту, прежде чем были им истреблены.

Стивенсон показывает не пиратов этого героического периода, а лишь осколки пиратства, грабителей-мародеров, которые ищут и вырывают друг у друга сокровища, накопленные знаменитыми грабителями прошлого. Но приключения пиратских последышей – это только внешняя сторона книги. Основная мысль ее – это победа добра над злом, причем побеждает не грубая сила, не коварная хитрость и вероломная жестокость Сильвера, который внушает всем окружающим непреоборимый страх, а смелость слабого, но уверенного в своей правоте, еще не испорченного жизнью мальчика.

Звучит запись «Пиастры! Пиастры!»

Ведущий. Слышите? Пора и нам в путь. Дети надевают пиратские шляпы, косынки, черные повязки на глаз. Делятся на команды. За правильные ответы вы будете получать пиастры. Итак, всем бурю в паруса, попутного ветра в шляпы!

Станция 1. «Испаньола»

Ведущий: Роберт Льюис Стивенсон родился в семье морского инженера. Близость моря, паруса и волны, суровые рифы – все это впоследствии скажется на творчестве писателя. Единственный и крайне болезненный ребенок, он в течение всей своей жизни страдал чахоткой и никогда не чувствовал себя вполне здоровым. До тринадцати лет здоровье мальчика было слабым, и его устроили на учебу в закрытой школы. Поездки по Шотландии во время летних каникул оставили глубокий след в душе мальчика: рассказы о кораблекрушения, неумолимые буруны, горные вершины развивали воображение будущего писателя.

В тексте «Острова сокровищ» вам повстречалось немало описаний морских судов, деталей морской жизни. Запомнилось ли вам, как устроен корабль? Давайте проверим, как во время чтения вы запомнили основные части описываемой «Испаньолы». 

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Задание. Вписать необозначенные части корабля.

Станция 2. «Набор экипажа»

Ведущий: Как известно, сквайр Трелони лично отправился снаряжать корабль в плавание за сокровищами. И если «Испаньола» досталась ему без труда, то с командой ему пришлось повозиться гораздо дольше. Ему «повезло» наткнуться в своих поисках на Джона Сильвера: «Я думал, что я нашел повара, а оказалось, что я нашел целую команду».

Задание. Вам предстоит собрать свою команду. Чтобы определиться с основными должностями, предлагаем вам решить кроссворд.

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Ответ:

  1. Мог залатать пробоину в борту или починить сломанную мачту. Плотник
  2. Главный по судовым пушкам. Канонир
  3. Делал всю работу на корабле: поднимал паруса, стоял на вахте, драил палубу и прочее. Матрос
  4. Мальчишка-помощник. Юнга
  5. Начальник над всеми матросами. Боцман
  6. Судовой повар. Кок
  7. Первый человек на борту. Капитан
  8. Лечил моряков от цинги и лихорадки. Врач

Станция 3. «Эдвард Тич»

Ведущий: Прототипом судового повара Долговязого Джона Сильвера стал друг Стивенсона. Так же как и Джон Сильвер, друг писателя Уильям Хенли был высоким, энергичным и очень обаятельным мужчиной. Он потерял ногу из-за осложнений перенесенного в детстве туберкулеза. После публикации романа Стивенсон признался в содеянном своему другу, который был известным писателем и издателем. «Твоя внешняя особенность и сила характера дали жизнь Долговязому Джону Сильверу», – говорил Стивенсон.

Вообще, у многих героев романа существуют реальные прототипы. Например, в образе легендарного капитана Флинта, чье имя приводило всех людей в ужас, проглядывают черты одного из самых отъявленных пиратов своего времени Эдварда Тича, занимавшегося пиратством в районе Карибского моря в начале XVIII века. При этом в самом романе есть реплика, что Тич по сравнению с Флинтом — «сущий младенец».

Задание. По подсказкам вам необходимо из трех портретов опознать портрет Эдварда Тича. Для опознания вам предложены гравюры 17-18 веков. Вам дана только одна попытка для ответа.

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Дети получают набор фотографий. Ведущий по очереди зачитывает подсказки. После каждой из них, участникам предлагается выбрать верный портрет.

Подсказка 1. Тич был беспощаден к врагам в бою, а также ослушавшимся приказов матросам. Тич нападал на все корабли, что попадались на его пути. О его жестокости и беспощадности ходили пугающие слухи.

Подсказка 2. В дни сражений он обычно носил что-то вроде шарфа, который был накинут на плечи с заряженными пистолетами.

Подсказка 3. Взгляд которых от природы был безумным и диким.

Подсказка 4. Тич получил прозвище Черная Борода из-за своей пышной бороды, которая почти полностью покрывала его лицо.

Подсказка 5. Он подкладывал под свою шляпу пушечные фитили, которые подпаливал перед сражением, отчего голова капитана пиратов окутывалась клубами дыма, что придавало ему зловещий вид.

Ответ: Демонстрируется верное изображение Черной Бороды (портрет № 2) и его дополнительный портрет.

Станция 4.  «Старые карты»

Ведущий: Старые карты… Разглядывать их одно удовольствие – за контурами материков скрываются века войн и открытий. Меняются представления людей о мире. А ещё с карт начинаются путешествия, истории. Известно ли вам, что идея романа возникла благодаря карте, написанной Стивенсоном?

Все началось с игры. Стоял промозглый сентябрь, за окнами лил дождь, в доме даже затопили камин, до того было зябко. Ллойд Осборн, тринадцатилетний пасынок Стивенсона, oт нечего делать принялся рисовать. Писатель тоже взялся за кисть и на свет появилась мечта любого мальчишки: загадочный остров, холмы с манящими морскими названиями и, наконец, крестик на том месте, где зарыт пиратский клад.

Остров оживал. Слово за словом, деталь за деталью всплывали в памяти истории о кораблях и пиратах, услышанные в детстве от отца. Да и сам Томас Стивенсон, почтенный инженер, увлекся новой забавой. Это он составил точную опись добра, что хранилось в старом матросском сундуке, он окрестил «Моржом» пиратский корабль Флинта. Книга рождалась будто сама по себе, Стивенсон читал близким написанное: что ни день, то новая глава.

Задание. Пронумеруйте карты. Начните с самой старинной, на которой нет Америки (она была открыта, как, известно, в 1492 году). (Дети получают набор карт, на которых дети пишут нумерацию).

Ответ: Верная нумерация карт по датам.

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Станция 5. «Тайное послание»

Ведущий: Как мы уже знаем, карта стала стержнем произведения, породила историю.

«Не часто, может быть, карте отводится такое знаменательное место в книге; и все-таки она всегда важна. Повесть уходит в карту корнями, растет на ее почве, у нее есть где-то, помимо слов, свой собственный костяк. Лучше, чтобы все происходило в настоящей стране, и вы ее прошли из края в край и знаете в ней каждый камешек. Но даже когда речь идет о вымышленных местах, тоже не мешает сначала запастись картой. Вы вглядываетесь в нее, и возникают какие-то новые связи, о которых вы прежде и не подозревали. Карта всегда сумеет дать богатую пищу уму». Так Стивенсон вспоминал о той роли, которую сыграла карта в написании произведения.

Дети получают карту сокровищ

Перед вами карта. Эту карту нарисовал сам Роберт Льюис Стивенсон для первого издания книги «Остров сокровищ». Давайте вспомним тот момент из книги, когда карта появилась у героев книги.

«Конверт был запечатан в нескольких местах. Печатью служил наперсток, который я нашел у капитана в кармане. Доктор осторожно сломал печати, и на стол выпала карта какого-то острова, с широтой и долготой, с обозначением глубин моря возле берегов, с названием холмов, заливов и мысов. Вообще здесь было все, что может понадобиться, чтобы без всякого риска подойти к неведомому острову и бросить якорь.

Остров имел девять миль в длину и пять в ширину. Он напоминал жирного дракона, ставшего на дыбы. Мы заметили две гавани, хорошо укрытые от бурь, и холм посередине, названный “Подзорная Труба”.

На карте было много добавлений, сделанных позже. Резче всего бросались в глаза три крестика, сделанных красными чернилами, — два в северной части острова и один в юго-западной. Возле этого последнего крестика теми же красными чернилами мелким, четким почерком, совсем не похожим на каракули капитана, было написано:

“Главная часть сокровищ здесь”.

На оборотной стороне карты были пояснения, написанные тем же почерком.

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Задание.  Переверните карту. Вам сейчас предстоит расшифровать пропущенные слова из послания капитана Флинта. В помощь вам – ключ к разгадке шифра.

Ответ: “Высокое дерево на плече Подзорной Трубы, направление к С. от С.-С.-В.

      Остров Скелета В.-Ю.-В. и на В.

      Десять футов.

Слитки серебра в северной яме. Отыщешь ее на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от черной скалы, если стать к ней лицом.

      Оружие найти легко в песчаном холме на С. оконечности Северного мыса, держать на В. и на четверть румба к С.

      Д. Ф.”

Станция 6. «Сюжет книги»

Ведущий: «Пятнадцать дней я держался и сделал пятнадцать глав; но потом, на первых же абзацах шестнадцатой, позорно споткнулся. Уста мои были немы; в груди – ни слова более для «Острова сокровищ»…». Так вспоминал Стивенсон о поре написания «Острова сокровищ». Написав 15 главу, он не мог придумать, как должна развиваться история Джима после высадки на остров. После нескольких недель поисков новых идей Стивенсон перебрался из Шотландии в маленький домик в Швейцарских Альпах. Перемена места благоприятно сказалась на здоровье писателя и вернула ему вдохновение.

Задание.  Вам необходимо расставить в правильном сюжетном порядке иллюстрации по книге «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. (Художник Lorenzo Nuti). Дети получают набор карточек с описанием флагов и напротив описания ставят номер, под которым видят флаг на презентации.

Ответ:

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Станция 7. «Веселый Роджер»

Ведущий: Захватив «Испаньолу», пираты вывесили на корабле черный флаг – «Веселого Роджера». Почему Рождер? Да еще и веселый? По одной из версий, «Веселый Роджер» происходит от французского joli rouge — «красивый красный цвет», по кровавому окрасу флага. Раньше пираты вывешивали флаги ярких цветов: зеленый – символ неподчинения, кроваво-красный – символ войны. В преломлении через английский язык joli превратился в jolly — «веселый», a rouge — в Roger.

Интересно, что во время эпидемии чумы, холеры или другой смертельной болезни, а также при угрозе бунта на кораблях поднимали черный флаг, перекрещенный диагональными белыми полосами: это был знак другим судам держаться подальше. Пираты нередко использовали его, чтобы избежать нападения со стороны военных кораблей. Впоследствии полосы преобразились в скрещенные кости.

Из всего следует, что флаг был нужен морским разбойникам, чтобы приводить врагов в ужас. Поэтому пираты рисовали на черном или красном фоне эмблемы, одну страшнее другой.

Задание. Перед вами изображения флагов, под которыми ходили реально существующие пираты. Вам предстоит сопоставить изображение флага с его описанием и смысловой расшифровкой. Дети получают карточку с описанием флагов и напротив описания ставят номер, под которым видят флаг на презентации.

Ответ:

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Станция 8. Будни пиратов

Ведущий: Роберт Льюис был сыном и внуком шотландских инженеров, знаменитых строителей маяков. Он и сам рассчитывал стать борцом с морской стихией, спасителем кораблей, с трудом пробирающихся сквозь туманы и бури среди гибельных отмелей и скал. Он готовился к этому; написал работу о новом источнике перемежающегося света для маяков-мигалок; изучал влияние лесов на береговые туманы. Но слабые легкие, а потом и открывшаяся у него чахотка заставили его не бороться с шотландскими туманами, а по предписанию врачей бежать от них в теплый климат Южной Франции.

Задание.  А чем же занимались изо дня в день пираты? Жизнь джентльменов удачи была полна опаснейших приключений. Узнайте, как она проходила: дополните изображения жизни пиратов подходящими подписями. Дети получают карточку с описание будней пиратов и напротив описания ставят номер подходящего рисунка, под которым видят рисунок на презентации.

Ответ: Верное соотношение изображений и подписей.

Литературная игра по станциям по книге Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. И пришло время отметить лучших знатоков жизни пиратов.

Слово жюри, награждение

Когда-то старый капитан Морган сказал: «Настоящий пират — всегда испытаниям рад». Сегодня вы доказали это на деле, справились со всеми заданиями, с чем я вас и поздравляю! Я горжусь вами, ребята! Молодцы!

Автор: Чупова Екатерина Валерьевна, библиотекарь организационно-методического отдела центральной библиотеки им. Ю. Гагарина г. Новочебоксарск

Файл для скачивания содержит: сценарий, презентацию, аудиофайл, раздаточные материалы для игр на станциях

Корзина для покупок