"Это твоя земля!"

Познавательная игра по произведениям Н. Надеждиной

Надежда Надеждина Каждой былинке брат

ВЕДУЩИЙ.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.

И вот в этот храм природы, ребята, я хочу сегодня вас пригласить. Давайте пройдём очень тихо, и послушаем, что там происходит.

 Из далека слышатся слова «Внимание! Внимание!..»

На сцену выходят мальчик Витя, ЩЕНОК, СОВА, БЕЛКА, ЛИСА, ЗАЯЦ, СИНИЦА – ПАПА.

СОЙКА. Внимание, внимание, внимание! Мы собрались, чтобы судить мальчика.

ВЕДУЩИЙ. Минуточку, в чём вы его обвиняете?

СОЙКА. Жил – был старый дуб. На своём веку многое видело это дерево. Во время войны оно воевало, как и весь местный лес, прятавший у себя партизан. Боясь русского леса, немцы стали вырубать деревья возле дорог.

Чудом уцелело старое дерево.

И вот появляется этот мальчик, и поранил его, вырезал на стволе своё имя.

ВИТЯ. Но ведь я не знал, что дереву может быть больно, что оно будет плакать.

СОЙКА. Идя по лесу, он на ходу сшибал шляпки грибов, вырвал из земли куст черники. Выбирая себе палку, Витя поломал целый куст орешника. Потом этой палкой разорил муравейник. Он испугал дятла, который делал срочную операцию осине, под корой которой засели личинки. Он бросил камень в лягушонка и поранил его. Мальчик убил синицу – мать, верного друга деревьев.

ВИТЯ. Я нечаянно. Право же, я не думал, что так получится… Я просто хотел поиграть…

СОЙКА. Если среди лесного народа найдётся кто–нибудь, кто хочет сказать слово в его защиту, – пусть говорит!

ВЕДУЩИЙ. Только щенок хотел спасти Витю. Хотя он и стыдился Витиных поступков, но ни одна порядочная собака не бросит друга в беде.

ЩЕНОК подбегает к СОВЕ.

ЩЕНОК. Вы не могли бы сказать своё мудрое слово в защиту мальчика? Ведь Вам лично он не сделал зла.

СОВА. Кого бы ни обидели в лесу, – обидели меня.

ВЕДУЩИЙ. Может, она потому не захотела заступиться за мальчика, что он отнял у неё добычу? Сова охотится и на мышей, и на мелких птиц.

ЩЕНОК подходит к БЕЛКЕ.

ЩЕНОК. Ну, а ты рыженький? Почему бы тебе не заступиться за мальчика? Ведь тебе он не сделал зла.

БЕЛКА. Кого бы ни обидели в лесу, – обидели меня!

ВЕДУЩИЙ. Может, она это сказала потому, что любит орехи, а Витя искалечил ореховый куст?

ЩЕНОК идёт к ЛИСЕ.

 ЩЕНОК. Прошу Вас, Хитрейшая, скажите слово в защиту мальчика. Ведь Вам лично он не сделал зла!

ЛИСИЦА. Кого бы ни обидели в лесу, – обидели меня!

ВЕДУЩИЙ. Может, она это сказала потому, что Витя обидел чернику. Лиса охотится за тетеревом, тетерев летом питается черникой; черника – спутник ели – чувствует себя как дома в тенистом бору. Ягода даёт имя лесу. Учёные говорят: ельник – черничник.

ЩЕНОК подбегает к ЗАЙЦУ.

 ЩЕНОК. Заступись за Витю, ведь тебе он ничего плохого он не сделал.

ЗАЯЦ. Кого бы ни обидели в лесу, – обидели меня!

ВЕДУЩИЙ. Может, он так сказал потому, что Витя обидел осину. А зайцы грызут кору осины.

СОЙКА. Заяц грызёт кору осины, клёст клюёт семена ели.

Кто обидел осину, тот обидел зайца, кто обидел ель, тот обидел клеста!

Кто обидел орешник, тот обидел белку, кто обидел чернику, тот обидел лисицу.

Всё в лесу – от зелёной ветки и чёрной бусины ягоды до птицы и зверя – связано между собой.

ВЕДУЩИЙ. Пусть ЩЕНОК не знал этих лесных законов, но и он понял, что здесь защитника ему не найти.

СИНИЦА – ПАПА. Пятеро малышей остались сиротами! Я требую справедливости!

СОЙКА. Все люди одинаковы. Все они похожи на Витю. Они губят нас, уничтожают, не заботясь о будущем.   

ВСЕ ЗВЕРИ. Мы требуем справедливости!

Все уходят. Выходит АУК.

АУК. Позвольте не согласиться. Не все люди одинаковы.

ВЕДУЩИЙ. Кто Вы такой? Как Вас зовут?

АУК. Я – АУК. Я – сказка о лесе, о вечно живой силе живой природы, которая и удивляет, и радует нас, и загадывает нам загадки. Я – дух живой природы.

ВЕДУЩИЙ. Почему же Вы не согласны с СОЙКОЙ?

АУК. Я знаю одну девочку. Её зовут Надя. Я её впервые увидел, когда она разговаривала с деревьями. С ними Надя разговаривала, как разговаривают с людьми. Девочка любила деревья, заботилась о них.  Как-то осенью она собралась привязать нитками листья к веткам, чтобы они не падали. Но потом мама ей сказала, что так нужно. И тогда Надя прибежала и сказала деревьям, чтобы они не боялись осени, что они отдохнут, а весной проснуться и зазеленеют.

Вот тогда я с ней и познакомился, и посвятил её в лесные тайны, в многообразный мир живой природы.

Хотите, я и вам открою некоторые лесные тайны? Перед вами дерево. На нём листья, на которых приготовлены загадки. На красных и жёлтых листьях – осенние и зимние загадки. На зелёных – весенние и летние загадки. Разгадав их, вы узнаете много интересного из жизни леса.

Дети берут листья, зачитывают загадки из книги Н.Надеждиной «Каждой былинке брат» и отгадывают их. Можно поделить детей на команды. Каждая команда отгадывает до тех пор, пока не возьмёт пустой лист – переход хода.

АУК. На заре в лесу, возле корня старого дерева, треснула земля – высунулась шляпка молодого гриба.

Ты заметил его, но не знаешь, радоваться ли своей находке. Что за гриб? Как его зовут? А может это вредная поганка? Попробуй-ка, разгадай. И такие загадки лес загадывает на каждом шагу.

Надю я научил разгадывать эти загадки. Я познакомил её с самыми различными грибами: с теми, которые растут в лесу, с теми, что помогают печь хлеб, с теми, которые «съедают» дом. Также она узнала, как заготавливать грибы. Ей я открыл грибной календарь.

ВЕДУЩИЙ. АУК, мы тоже хотим попробовать разгадать грибные загадки.

АУК. Пожалуйста. Видите, под деревом расположились грибы. Я зачитаю его характеристику, а вы попробуйте определить, что это за гриб.

АУК зачитывает загадки из книги Н.Надеждиной «Полное лукошко»

 АУК. Может, так когда-нибудь и будет.

Человек вспомнит тех, кому он многим обязан, человек захочет поблагодарить: колосья, что его кормили; травы, что его лечили; пушных зверей, чей мех согревал его в стужу; деревья, из которых он строил корабли…

Если каждому растению и животному, сделавшему человеку добро, ставить памятник, не хватит земли. А вот хорошо бы поставить один общий памятник природе в благодарность за её щедрые дары.

Может, так когда-нибудь и будет. Но пока памятника природе ещё нет на земле. Зато есть памятники собаке, лягушке и двум насекомым: вредной гусенице и вредному жуку.

ВЕДУЩИЙ. За что же поставили памятник гусенице?

АУК. В Мексике кактус в почете, но в Австралии он пришелся не ко двору. Изгороди из кактуса получались на славу! Но потом фермеры стали натыкаться на колючие заборы посреди своих собственных полей. Опунция теснила пшеницу, и никак не удавалось выселить с поля расплодившуюся колючку.

И топором ее рубили — растет!

И трактором корчевали — растет!

Пришлось обратиться за помощью к насекомо­му, злейшему врагу кактуса. Вот она и сделала то, что не могли сделать ни топор, ни трактор: за несколько лет начисто съела заросли кактуса.

Австралийские фермеры так расчувствовались, что поставили памятник гусенице, выручившей их из беды

ВЕДУЩИЙ. А жуку за что была оказана такая честь?

АУК. Американские фермеры из штата Алабама сочли своим бла­годетелем хлопкового долгоносика, гнуснейшего жука!

Жук, видите ли, научил их сеять кукурузу.

ВЕДУЩИЙ. Как научил?

АУК. А так: сгубил весь урожай хлопка. Чтоб земля не пустовала, алабамцы впервые в этих местах по­сеяли кукурузу.

Богатый урожай кукурузы спас фермеров от разорения. Хватило даже денег на памятник жуку.

И сейчас стоят в Америке и в Австралии эти странные и несправедливые памятники.

ВЕДУЩИЙ. Да, несправедливые! За один раз оказанную им сомнительную услугу люди почтили насекомого-врага.

А про насекомых-друзей забыли!

Уж лучше было бы поставить памятник пчеле. Или рыжему муравью — защитнику леса. Или той гусенице, которую в старину засекретили китайцы, запретив вывозить ее коконы из страны.

А вот про памятник собаке никто так не скажет. Собака — наш старый и верный друг.

АУК. Но вот в мир пришла Жадность. Глаза у Жадности были завидущие, руки загре­бущие, а сердца у нее не было.

Везде она оставила свои следы. Долгие годы Жадность считала себя всемогу­щей, но сейчас земля уходит из-под ее ног.

Это она, Жадность, виновата в том, что наш двадцатый век получил от прошлого века поредевшее, растра­ченное наследство: было в Америке шестьдесят мил­лионов бизонов — остались немногие сотни, выми­рали зубры, в киргизских степях перестали встре­чаться сайгаки, почти перевелись лоси в обеднев­ших подмосковных лесах.

Жадность не знала меры: редкими стали в России знаменитые своим мехом бобры и соболи.

Хорош соболиный мех, бобровый еще лучше, а мех морского котика лучше всех. Многие ценные животные стали редкими, а мно­гие исчезли совсем.

Иногда Жадность сама пугалась того, что дела­ла, и спрашивала совета у Беспечности.

А та успокаивала: ничего страшного, природа богата, ее богатствам не будет конца.

Жадность была ненасытна, Беспечность не ви­дела дальше своего носа, не могла заглянуть в зав­трашний день.

Беспечность распахивала землю, как попало, лишь бы сегодня собрать урожай. И сеяла она на полях только то, что ей было выгодно, ничуть не заботясь о плодородии земли. И за это она была на­казана. Она сама открыла двери ворам, которые крадут землю на полях.

Беспечность рубила леса, стравливала луга и пастбища, не догадываясь, что лес и травы помог­ли б ей задержать этих злых воров.

ВЕДУЩИЙ. Кто знает, сколько бы еще зла принесли людям Беспечность и Жадность, если бы не вмешался Разум. Разум сказал человеку: так больше нельзя! Подумай, остановись!

И человек задумался.

Он думал о том, как изменился мир оттого, что люди пахали землю, пасли стада, строили города и заводы, рубили леса. Тысячи «почему» встали перед человеком, и он должен был найти верный ответ.

Человек думал о реках, куда фабрики и заводы, вместе со сточными водами, сбрасывают нефть, ще­лочь, смолы, краски, мышьяк.

Человек думал о небе над городом.

Человеку нужны фабрики и заводы, но ему нуж­ны и чистая вода, и зелень леса, и свежий воздух.

Ответ найден. Охраняя природу, человек охра­няет себя.

Он решил создать книгу всего человечества. Эту книгу писали ученые, но им помогали моряки, гео­логи, охотники, егеря, пастухи.

Чтоб написать эту книгу, надо было многое уви­деть, многое узнать. Но это книга не только разума, но и сердца и совести, она должна защитить пра­ва тех, кого мы называем меньшими братьями, на охотничью тропу, на гнездо, на нору, на место на земле.

Вот почему и была написана Красная книга Международного союза охраны природы.

АУК. Красный цвет зовет и волнует.

Тот, кто не любит природу, сам себя лишил многих радостей, словно заткнул уши и зажмурил глаза. Но и с открытыми глазами не каждый умеет видеть.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, я тоже знаю девочку, про которую говорил АУК. Это детская писательница Надежда Августовна Надеждина.

Родилась она 7 сентября 1905 г. в белорусском городе Могилёве на Днепре.

Отец и мать были учителями. Семья большая: пятеро детей. А время было трудное, голодное – гражданская война. В пустом доме за городом, где учительским семьям выделили землю под огород, Надя с младшими всю неделю оставались одни. Взрослые приходили на выходные.

В маленьком саду возле дома, где девочка помогала отцу, и началась у неё любовь к природе. Рядом ещё был лес, где дети собирали хворост, грибы, ягоды. Но главное была работа на огороде.

Не по книжкам знакомилась девочка с жизнью растений. И всё, что рассказал нам о девочке Наде Аук, правда.

Начав писать, Надежда Августовна много книг посвятила лесу, многообразному миру живой природы.

В дорогу вас позовёт книга «Полное лукошко», в которой писательница расскажет о лесных тайнах, которые ей раскрыл АУК. Ваше путешествие, начавшись в лесу, продолжится в лабораториях учёных.

Наверняка вам захочется узнать, почему у зайца нет норы, почему филины не летают при солнце, почему ландыш белый, откуда у дятла красная шапочка. Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в книге «Не уходи, Аук!».

Если вы хотите узнать, чем же закончилась история Вити, то прочтите книгу «Каждой былинке брат».

В этой же книге вы найдёте «Красную книгу тревоги». Писать о природе, для Надеждиной не только удивляться её красотой, но и бороться за то, чтобы на земле шумели леса, расцветали полевые цветы, пели птицы.

Книги Надежды Августовны внушают не только любовь к природе, но и чувство ответственности. Нельзя быть равнодушным. «Это твоя земля, – напоминает читателю писательница. – Все деревья, которые растут на ней – твои деревья. Все птицы, которые поют в её лесах, – твои птицы. И все цветы – твои цветы». Помните об этом.

ОСЕННИЕ ЗАГАДКИ

  1. Кто мышей в дупле прячет?
  2. Кто траву зубами косит?
  3. Кто носом деревья сажает?
  4. Кто собирает яблоки спиной?
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке?
  6. У кого щека вместо мешка?
  7. Бывают ли перелетные звери?
  8. Почему стриж улетает раньше ласточки?
  9. Где осенью можно увидеть весну?
  10. Чьи листья опадают зелеными?
  11. Какой лесной кустик не знает листопада?
  12. Какая пролетная стая обещает снег?1. Кто полгода живет без обеда?

ЗИМНИЕ ЗАГАДКИ

  1. Кто меняет шубу два раза в год?
  2. Кто бежит задними ногами вперед?
  3. У кого из зверей холодильник в сугробе?
  4. У кого подо льдом реки дровяной склад?
  5. Для чего зимой тетереву гребенка на лапе?
  6. Почему клест зимой гнездо вьет?
  7. Почему дано снегирю его снежное имя?
  8. Где зимой теплее: в ельнике или в березняке?
  9. Когда сова охотится днем?
  10. Что теряет лось каждую зиму?
  11. Как ворона предсказывает мороз?

ВЕСЕННИЕ ЗАГАДКИ

  1. Почему грач прилетает первым?
  2. Почему перелетные птицы весной спешат, а осенью не спешат?
  3. Чье дыхание снег топит?
  4. Какое дерево дятла поит?
  5. Когда на березе растут леденцы?
  6. Почему орешник цветет весной, а липа летом?
  7. Какой весенний цветок четырежды меняет цвет?
  8. Отчего плачут яблони?
  9. В какой стране полгода встречают весну?
  10. У какой птицы птенцы насиживают яйца?
  11. Когда еж не колется?
  12. Сколько лет майскому жуку?

ЛЕТНИЕ ЗАГАДКИ

  1. Какой цветок лето начинает?
  2. Какой гриб лето кончает?
  3. Какие часы плавают по реке?
  4. Какие звери крадут арбузы?
  5. Какие птицы едят грибы?
  6. Может ли сокол охранять уток?
  7. Почему ласточки кружатся возле стада?
  8. С какой стороны дерева надо искать грибы?
  9. Кто купается в муравейнике?
  10. У какой птицы самая большая семья?
  11. У кого каждый день растут зубы?
  12. У кого уши на ногах?

ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКИ

Осенние

  1. Хищная птица — воробьиный сычик. В дуплах и скво­речнях находят заклеванных мышей — осенние запасы сычика.
  2. Зверек сеноставка. Осенью в Бурят-монгольской степи можно увидеть крохотные стожки. Это работа запасливой сеноставки. Она не только срезает траву зубами, но еще и складывает ее в стожки.
  3. В Сибири тонкоклювая кедровка прячет в ямку кедро­вые орехи; в лесах средней полосы желуди прячет сойка. Часто птицы забывают про свои запасы, и в лесу вырастают деревья, посаженные птичьим клювом.
  4. Еж. Он будет кататься по земле под дикой яблоней, по­ка яблочки не нанижутся на колючки. Хитрый еж унесет яблочки на спине.
  5. Молодые пауки-бокоходы, пауки-волки и пауки-тенетлики. Осенью в воздухе носится много летающей паутины. На конце паутинной нити — чуть заметный глазу паучок. Он может улететь на паутине за десятки километров. Так молодые пауки расселяются на новые места.
  6. У бурундука. Столько кедровых орехов засунет за ще­ку зверек, что мордочка у него раздуется, будто у бурундука флюс. За осень бурундук может натаскать в нору до пяти ки­лограммов кедровых орехов. И нет среди них ни одного чер­вивого.
  7. Большинство летучих мышей улетает на зиму на юг. Их зимовки находили у нас, в Краснодарском крае, и в Тур­ции. Летят они ночью, а днем прячутся на чердаках и в скво­речнях. Иной раз из летка свешивается целая гроздь лету­чих мышей, которым в скворечне не хватило места.
  8. Потому что стрижу уже в августе не хватает корма, а ласточка и в сентябре сыта. Обе эти птицы охотники за на­секомыми, но   охотятся   они   по-разному.   Стремительный стриж хватает в воздухе только тех насекомых, которые ока­жутся прямо перед ним: сделать быстрый поворот на лету он не может. А ласточка в полете верткая, она ловит насеко­мых и у самой земли.
  9. На болотнике, у самой воды, там, где любит расти ка­лужница. Ранней весной ее кустики были покрыты ярко-желтыми цветами. Осенью те же кустики цветут второй раз.
  10. В саду — листья сирени, и в лесу — листья ольхи.
  11. Брусника — вечнозеленое растение наших северных лесов. С зелеными листьями она уходит под снег. Не роняют осенью листьев и вереск и клюква.
  12. Стая пролетных гусей. По народной примете, через день-два, после того как пролетели гуси, надо ждать снего­пада.

Зимние

  1. Барсук, еж, медведь и все остальные звери, которые на зиму впадают в спячку. Похожий на маленькую белочку, зверек соня спит особенно долго — девять месяцев в году. Недаром его прозвали «соня».
  2. У лисицы, куницы, горностая, зайца, белки летом один наряд, а зимой другой. Летом белка рыжая, зимой серая. Линька бывает весной и осенью. Линяют не только пуш­ные звери, но и домашние животные: коровы, кошки, собаки.
  3. Заяц. На бегу, поджимая короткие передние лапы, он выбрасывает вперед длинные задние лапы. Их отпечатки, что четко видно на снегу, лежат впереди отпечатков перед­них лап.
  4. У черного хоря. Осенью он складывает в кучу на бере­гу загрызенных лягушек. Кучу занесет снегом, и запасли­вый хорь будет ходить к своему холодильнику за лягушачь­им мясом.
  5. У бобра. По-нашему — дровяной, а для бобра — продо­вольственный. Бобры запасают на зиму по три кубометра осиновых палок на семью. Выходы из норы ведут в воду, и бобры могут и зимой до­ставать свои палки, ныряя за ними под лед.
  6. Чтоб удержаться на ветке. Зимой тетерев, рябчик, глу­харь кормятся на деревьях, ходят по обледенелым ветвям. Роговая гребенка, которая вырастает к зиме на лапе, не дает птице скользить.
  7. Зимой много еловых семян, а клест ими кормит птен­цов. В марте еловые шишки раскроются, семена высыплются на снег, и весенняя вода разнесет их по лесу. Весной клесту не найти птенцам корм.
  8. Потому что мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север, в родные леса.
  9. Зимой в ельнике теплее. Еловые ветви гуще березовых, они задерживают ветер и снег. Но солнца в ельнике мало, весной снег долго не тает, и летом в тенистом ельнике холодней, чем в березняке.
  10. В снежную зиму. Когда снег лежит толстым слоем, грызуны, которые живут под снегом, не выходят наверх. Го­лодной сове приходится переходить на «птичий стол» — пи­таться птицами. А птицы летают днем. И в пасмурный зимний день сова отправляется на охоту.
  11. Рога. Но к лету они опять отрастут.
  12. Если вороны и галки расположились на ночлег на кончиках ветвей — значит, ночь будет теплая. Если птицы прижались к стволу,— жди мороза.

Весенние

  1. Грачу достаточно первой проталины, чтоб разыскать себе корм. Он клювом выкапывает личинки из земли. А вот птицам, которые охотятся за насекомыми в возду­хе, ранней весной корм себе не найти, В марте не летают ни комары, ни мошки.
  2. Весной перелетные птицы летят вить гнезда, поэтому они и спешат. Осенью их гонит на юг голод. Если же корма хватает, птицы не торопятся с отлетом. Зимой 1964—1965 гг. в лесах Ленинградской области был большой урожай рябины. Дрозды-белобровики вовсе не улетели на юг, их видели под Ленинградом и в январе.
  3. Нашего весеннего первоцвета — мать-и-мачехи. Ее по­крытые пушком стебли начинают расти под снегом. Расте­ние дышит, и от тепла, которое вызывает его дыхание, во­круг мать-и-мачехи тает снег.
  4. Береза. Весной, когда она просыпается, по стволу к веткам начинает двигаться   кисловато-сладкий   сок. Дятел пробьет в стволе дырочку и пьет сок из дерева, как из бу­тыли. Березовый сок любит и белка.
  5. Во время весенних заморозков. Если на ветвях березы, у которой двинулся сок, есть ца­рапины, порезы,— из порезов будут выбегать капли. Похо­лодало, капли замерзли. Висят на березовых ветвях сосуль­ки, сладкие как леденцы.
  6. Потому что орешник опыляет ветер. В неодетом весен­нем лесу ветер может носиться свободно, далеко уносит он пыльцу. А цветы липы опыляются пчелами.
  7. Цветок медуницы. Он распускается розовым, через не­сколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает — лепестки у него синие.
  8. Жучок яблоневый цветоед, проснувшись весной, начи­нает грызть почки яблонь. Из погрызенных почек вытекает сок, его капли блестят на солнце, как слезы. Ранним прохладным утром садоводы расстелют под де­ревом полог и, стуча по стволу колотушкой, стряхнут вред­ных жуков. Тогда яблоне не придется плакать и на ее ветвях будет много цветов.
  9. В Советском Союзе. Так велика наша страна, что весна не может наступить в ней в одно и то же время. На Кавказе уже в феврале цветет подснежник, в средней полосе подснежники появляются в апреле, а за Полярным кругом только в конце мая — июне начинают таять снега.
  10. У Северной белой совы. Совята вылупливаются из яиц в разное время, и это очень удобно для совиной семьи. Коротким северным летом сова не тратит время на наси­живание. Пока она летает в поисках корма, уже оперившиеся птенцы согревают и своих младших братьев-пуховичков и яйца в гнезде.
  11. Когда он только что появился на свет. У новорожден­ных ежат иголки мягкие.
  12. Четыре года живет под землей личинка майского жу­ка и губит растения, подгрызая им корешки. Только на пя­тую весну из земли вылезает майский жук.

Летние

  1. В Подмосковье цветение раскидистого колокольчика считается началом лета. Из садовых растений живым календарем может служить лиловая сирень. Когда ее цветы начнут осыпаться, значит, весне конец.
  2. Белые грузди появляются только в августе — послед­нем месяце лета. В июле груздей не найти.
  3. Цветы белой кувшинки. По ним можно узнавать вре­мя. Они открываются в семь утра и закрываются в пять ча­сов дня. В пасмурный день цветочные часы не работают.
  4. Лисицы, волки, шакалы. Хищника, который питается мясом, всегда мучает жажда. Летом ее может утолить соч­ный арбуз. Арбузы расклевывают и птицы. Особенно сороки.
  5. Глухарь и кукша — птицы наших северных лесов. Едят грибы и звери: белка, барсук, полевки, северный олень.
  6. В иных случаях может. Северные утки охотно гнездят­ся по соседству с соколом. Песец, который разоряет утиные гнезда, боится заходить в район, где живет сокол. А маленьким утятам сокол не опасен. Он настигает до­бычу на лету, в воздухе. Полет сокола так стремителен, что он не может схватить утенка, который ковыляет по земле,— сам разобьется насмерть.
  7. Стадо выпугивает притаившуюся в траве мошкару, и ее подхватывают ласточки.
  8. С северной. Таким растениям, как грибы, у которых нет зеленых листьев, солнце не нужно. Грибам нужна влага. С северной стороны дерева, в тени, земля лучше сохраняет влагу.
  9. Тетерева. Они, как домашние куры, «купаются» в зем­ле, чтоб избавиться от насекомых. В лесу самое удобное мес­то для «сухого купания» — старый заброшенный муравей­ник. Туда тетерка и водит своих тетеревят.
  10. У серой куропатки может быть 26—28 птенцов. Идет мамаша-куропатка, а за ней с писком катятся пушистые ша­рики. Обгоняя друг друга, спешат на прогулку малыши.
  11. У бобра, у зайца, у всех грызунов зубы каждый день стачиваются и снова растут.
  12. У кузнечика, который летом стрекочет в траве, орга­ны слуха находятся на голенях передних ног.

ГРИБНЫЕ ЗАГАДКИ

1. Если вырос этот гриб под елью или под сос­ной— шляпка у него темная, коричнево-каштано­вая; если его приютила береза или дуб — шляпка иной расцветки: желтовато-бурая или серо-корич­невая. Зато стройная, немного утолщенная книзу ножка всегда белая, и на верхней части ее — тонкая светлая сетка. Под шляпкой частые трубочки. У молодого гри­ба — белые, у старого — желтовато-зеленые. Мякоть плотная, сахарно-белая, с приятным маслянистым запахом ореха. Режь ее ножом, ломай пальцами, положи гриб в печку сушиться — она не потеряет своей белизны. Потому и назвали этот гриб. Белый гриб, боровик

2. Шляпка у него пухлая, на ощупь сухая, иногда чуть бархатистая. Она бывает разных оттенков: то сероватая, то желто-бурая, то коричневая. Под шляпкой белые трубочки; у старого гриба они становятся серыми. Белая ножка, как рябью, покрыта темными чешуйками.  И у этого гриба плотная белая мякоть при из­ломе не теряет своей белизны. Растет этот гриб по соседству с лесным бело­ствольным деревом. Кто знает, как оно называется, тот угадает и название гриба. Подберёзовик

3. «Бел балахон, красна шапочка на нем»,— го­ворит народная загадка. Только добавлю: шапочка может быть и красной и оранжевой. А «бел бала­хон»— ножка не чисто белая, а в темных крапин­ках-чешуйках. Разрежь ножом хоть шляпку, хоть ножку — была мякоть белая, стала синеватая. Под каким деревом этот гриб находили, тем име­нем его и окрестили. А ну-ка, припомни, у чьих корней ты увидел красную шапочку? Подосиновик

4. «Был ребенком — пеленался в пеленки, стал старичок — надел воротничок». «Пеленка» — это беловато-желтое покрывало. Оно соединяет края шляпки молодого гриба с ножкой. Подрастет гриб, покрывало разрывается, повисает вокруг ножки кольцом-«воротничком». У такого «распеленатого» гриба ясно видны под шляпкой частые трубочки, а на бледно-желтой ножке над кольцом — светлые точки. Зачастят дожди — желтовато-коричневая шляп­ка гриба станет скользкой. В хорошую погоду она сухая, блестящая, как шелк. Кожица от шляпки легко отделяется. Можно облупить гриб, как яйцо. В сосняках и ельниках эти грибы растут больши­ми семьями. Запомни место, где нашел такую се­мейку; здесь до половины сентября будут встре­чаться… Маслёнок

5. Не в лесной чаще, а в чистом поле, а то на лу­гу или на огороде, на жирной, унавоженной зем­ле— вот где любит расти этот гриб. Молодой, как и масляк, «запеленат в пеленку», а старый носит «во­ротничок». У этого гриба мешочка на конце ножки нет,  пластинки розовые; состарится гриб, они потемнеют, ста­нут коричнево-фиолетовыми, почти черными. Бери его смело. Это съе­добный…  Шампиньон

6. Дерево кормит гриб — оно же его и в свой цвет красит. Вырос гриб под сосной — шляпка у не­го ярко-оранжевая, под цвет сосновой коры. Вырос гриб под зеленой елкой — и шляпка зеленовато-си­няя, только полоски на ней оранжевые. Обрежь ножом полую, снаружи оранжевую, вну­три белую ножку. Капелька оранжевого млечного сока выступит на срезе. Попробуй ее на язык: чув­ствуешь привкус смолы? Этот гриб — житель наших хвойных лесов, на весь мир славится…. Рыжик

7. Раньше августа его не увидишь, позже сен­тября не найдешь. Всего полтора месяца встречает­ся в лесу этот гриб. Весь снизу доверху белый. Час­тые пластинки набегают на ножку. Отрежь шляпку от ножки — срез зальется густым соком, белым, как молоко. Лизнешь его языком — и поморщишься: до чего ж горько! Груздь

8. Думал — рыжик нашел. Стал разгляды­вать— шляпка воронкой, с круто загнутым вниз краем, розовато-красная, полосатая, как у рыжика, но вся шерстистая. А разве бывает мохнатый рыжик? Разве у рыжика пластинки белые? Разве белый у рыжика млечный сок? Значит, это не рыжик, а какой-то другой гриб. А вот какой? Волнушка

9. Весь гриб, от шляпки до ножки, желтый, как яичный желток. Одной этой приметы довольно, что­бы распознать… Лисичка

10. Хвастал малыш:

— Сколько я грибов нашел! Вот желтый, вот бурый, а этот зеленый. А еще есть красный, лило­вый, розовый. Все разные…
—  А ну, покажи!
Заглянули в корзинку:
—  Эх ты,  несмышленыш!   Расцветки разные, а гриб-то один — хрупкая, ломкая…

Сыроежка

11. Стоит пень, облеплен грибами. Шляпки у них се­ро-желтоватые или грязно-коричневые, шершавые, в темных чешуйках. Пластинки у молодых — белые, у старых — коричнево-желтые. Ножка у взрослого гриба светло-серая, волокнистая, с белым кольцом-«воротничком». Значит, молодой гриб «пеленался в пеленки», Ударь по пню каблуком. Э, да он трухля­вый! И виной тому поселившиеся на пне грибы. Как же их звать, грибы-дровосеки? Опята

ЛИТСОВА.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Корзина для покупок