Реклама

Писатели юбиляры 2022 – Перси Шелли

4 августа родился Пе́рси Биш ШЕ́ЛЛИ (1792 — 1822), английский писатель, поэт и эссеист.

Писатель-юбиляр Перси Шелли

В 1810, когда Шелли перешёл в Оксфордский университет, он уже был автором двух романов: «Цастроцци» и «Св. Ирвайн». В Оксфорде на первых порах Шелли испытал мало новых впечатлений. Он издаёт шутовские стихи под заглавием «Посмертные записки Маргариты Никольсон», зачитывается Платоном, Еврипидом, Лукрецием, знакомится с Франклином и Кондорсе, с философией Локка и Юма.

Сам университет не произвёл на Шелли, по-видимому, никакого впечатления. Характерная для Шелли жажда прозелитизма и потребность высказываться быстро привели его, вместе с его товарищем и другом Хоггом, к крайне опасному шагу: изданию брошюры «Необходимость атеизма». Шелли собственноручно распространял эту брошюру среди студентов, рассылал её множеству лиц и быстро распространил её по всему Оксфорду.

После ухода из университета он оказался предоставлен сам себе и предпочел общественно-политическую деятельность. Уже примерив на себя статус гонимого, Шелли принял образ борца за правду, справедливость и свободу. Он издаёт ещё целый ряд политических памфлетов и, наконец, пишет свою философскую поэму «Королева Маб» (1813). Это первый поэтический опыт, ещё полный юношеского риторизма.

В 1816 году в окрестностях Виндзора рождается «Аластор», первое истинно поэтическое произведение Шелли. Через два года вышла в свет и вторая большая поэма, «Лаон и Цитна», более известная под заглавием «Возмущение Ислама» (1818). Ещё не признанный и известный лишь как автор зажигательной «Королевы Маб», Шелли стоит уже на высоте своего поэтического гения.

Вместе с расцветом его таланта наступает и время полной политической зрелости. Памфлет Шелли «Предложение о реформе избирательных законов во всем королевстве» (1817) указывает на серьёзные знания и трезвые взгляды. Об этом свидетельствует и очерк, озаглавленный «Философский взгляд на реформы».

В 1818 году Шелли уехал из родной Великобритании. Поначалу он обосновался в Швейцарии, а затем переехал в Италию, где провел 4 года. Шелли был глубоким знатоком и страстным поклонником античного искусства, литературы, истории. Об этом свидетельствуют его «Заметки о скульптуре Рима и Флоренции» (1819, полностью опубл. 1880), куда вошли очерки «Арка Тита», «Ниобея», «Статуя Минервы» и др. Сохранился фрагмент романа «Колизей», где в форме диалога между слепым отцом и юной дочерью, рассказываю­щей ему о развалинах, проводилась идея поступательного развития цивилизации.

Политическая лирика Шелли 1819-1820 гг. свидетельствует о его упорных раздумьях над реальными событиями в стране и в Европе. В «Оде к Неаполю» (1820) он призывал итальянцев, восставших под руководством карбонариев против австрийского ига, добиваться свободы, которая неминуемо приведет к воцарению в стране Духа Красоты. В «Оде к свободе» (1820) Шелли скорбел по поводу того, что «Англия все еще спит».

В 1820 г. Шелли опубликовал лирико-философскую драму «Прометей освобожденный» (1819, опубл. 1820). В том же году Шелли опубликовал еще одну драму — «Ченчи» (1819), сразу вызвавшую нападки прессы из-за порочности героев, аморальности их поступков и богохульства автора. Сюжет драмы Шелли позаимствовал из рукописи «Отчет о смерти семейства Ченчи» (1599), обнаруженной им в архиве римского палаццо Ченчи.

Важной вехой на творческом пути поэта стала посвященная Т. Муру поэма «Питер Белл III» (1819, опубл. 1839), пародия на одноименное произведение Вордсворта.

Любовная лирика Шелли имеет отчетливый автобиографический характер. Наибольшее количество лирических стихотворений посвящено Мэри Шелли: поэт признается ей в любви, тоскует по ней, мучительно переживает ее отчуждение, горюет об угасании их страсти («К Мэри», 1818; «Индийская серенада», 1819; «Когда проходит страсть», 1821). Шелли проводит идею социальности человека, страдающего от одиночества и стремящегося быть полезным людям («Философия любви», 1819; «Вопрос», 1820; «Луна», 1820). В последние годы жизни поэта ряд его любовных стихотворений, пронизанных неподдельной страстью, посвящались и другим женщинам («К Софии», 1819; «К Эмилии Вивиани», 1821; цикл «К Джейн», 1822). 

Творчество Шелли медленно пробивало путь к читателю (издания «Ченчи» и «Освобождённого Прометея», вышедшее в Лондоне в 1821, получили известность лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк «В защиту поэзии», о котором Шарп, один из биографов поэта, справедливо пишет, что «каждый, кто интересуется поэзией, должен не только прочесть, но изучить его», вовсе не нашёл издателя.

Читайте хорошие книги!

ЛИТСОВА.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Shopping Cart