10 ноября родился Николай Дмитриевич ТЕЛЕШОВ (1867-1957), русский советский писатель, поэт.

Писатель-юбиляр Николай Телешов

Николай Телешов рано начал читать и увлекся литературой. В 10 лет он познакомился с книгоиздателем И.Д. Сытиным, в типографии которого много раз наблюдал процесс книгопечатания. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу.

В 1884 году в журнале «Радуга» он напечатал своё первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году принял активное участие в подготовке сборника молодых поэтов «Искреннее слово». Сборник этот не обратил на себя никакого внимания, но был первым опытом вхождения в литературную среду.

В 1893 в журнале «Русское обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. После журнальных публикаций рассказы и очерки этого цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).

Последовав совету А. П. Чехова, Телешов предпринял поездку за Урал. Результатом поездки стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные русской общественностью и открывшие Телешову путь в большую литературу. Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления, слухи и встречи» точно отражает тематическое содержание сборника.

В полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм Телешова проявились в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов, написанных в разные годы: «Самоходы» (1894), «Елка Митрича» (1897), «Домой» (1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На ходу» (ок. 1927).

Период с 1898 по 1903 год в биографии писателя был непростым: писалось трудно. К концу 1890-х годов прекратилось сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещал в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме А. П. Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединились братья Бунины, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год.

Под влиянием «Среды», и особенно М. Горького, Телешов выходит на путь социального протеста, который мы видим в рассказах «Между двух берегов» (1903), «Черной ночью» (1905). По живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля», и «Крамола». После поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок папоротника», 1907), пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая осень», 1909 и др.).

В годы империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне человеческой жизни (рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).

После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, занимался организацией издания сборника для детей. В 1919 обрел окончательную редакцию текст повести «Дети» («Маленький роман»), работу над которым Телешов начал еще в 1896. В 1921 Телешов создает рассказ «Тень счастья», который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге «Избранное».

Наиболее значительным художественным произведением Телешова послереволюционного периода стала повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю события революции 1905-1907.

С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Отдельные очерки посвящены М. Горькому, А. Чехову, Л. Андрееву.

Читайте хорошие книги!

ЛИТСОВА.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Shopping Cart