20 августа родился Иосиф Иванович (Ионович) ДИК (1922 —1984), русский советский детский писатель, сценарист.

Писатель-юбиляр Иосиф Дик

Иосиф Дик стал писать рассказы в 1940 году, когда вступил в местный литературный кружок при газете «Рыбинская правда». Первый рассказ «Мой друг» был напечатан 20 июня 1940 года в газете «Рыбинская правда». За публикацию он получил гонорар, на который купил два пирожных и бутылку лимонада. Потом появилась новая мечта — стать геологом. После школы Иосиф уехал в Ленинград — поступать в Горный институт. Едва успел окончить первый курс, как началась война. На войне Иосиф служил в должности старшего пиротехника, отвечал за боеприпасы.

В начале мая 1942 года при наступлении советских войск на Харьков на станции Боровая Иосиф подорвался на мине. Он лишился кистей обеих рук, ему повредило глаз. Очнувшись в медсанбате, Дик понял, что геологического молотка ему в руках уже не держать. Юноше не исполнилось ещё и 20…

В военном госпитале в Самарканде был организован литературный кружок, в котором Дик начал заниматься. Писать приходилось, держа карандаш в зубах. В конце 1943 года без экзаменов зачислен в Литературный институт.

В 1947 году дебютировал сборником рассказов «Золотая рыбка», получившим положительные отзывы читателей и критики; особенно интересен одноименный рассказ, который С. Баруздин назвал «смешным и чуть грустным, а на самом деле серьезным рассказом». В нем, как в сказке, исполняются мечты и желания маленького мальчика, который спустя годы понял, что чудо произошло благодаря безграничной любви отца к сыну.

Иосиф Дик много путешествовал по стране. Иногда увиденное во время путешествия переходило в его книги. Так, посещение завода «Запорожсталь» послужило основой для создания повести «Огненный ручей» (1951).

Писатель сам выделил доминирующие жанры в своем творчестве: «Бывает, я ухожу в сторону: пишу стихи, песни, радиопостановки, пьесы, сценарии, статьи… Но главная моя страсть – рассказы и повести». Одной из главных в его творчестве является тема школьной жизни. Глубоко проникая в детскую психологию, Иосиф Дик исследует взаимоотношения подростка с коллективом в рассказах «Первый взлет», «Третий глаз», «Бумажный голубь», «День птиц», «Привидение», «Записка», «Тошка» и в повести «В нашем классе» (1953).

Герои Иосифа Дика живут в реальном мире, сложном и суровом, требующем от человека самостоятельности, закалки, смелости. Помогает ребенку освоиться в этом мире мудрый наставник, взрослый человек, сохранивший в себе детскую душу, поэтому хорошо понимающий ребенка, поддерживающий его стремление сбросить с себя мелочную опеку взрослых (чаще всего мам и бабушек) и внедриться во взрослый мир. Так, геолог Владимир Сергеевич, герой повести «В дебрях Кара-Бумбы» (1965), помогает осуществлению мечты двух друзей о самостоятельной жизни. Жизнь без опеки взрослых сложна: дети мокнут, мерзнут, плохо питаются, учатся трудом зарабатывать на жизнь. Но эта сложная взрослая жизнь их очаровывает, так как помогает победить в себе страх, лень, эгоизм, формирует чувство человеческого достоинства, трудолюбие, ответственность за судьбу друзей. Мудрый взрослый приходит на помощь ребенку и в драматические моменты его жизни, чтобы, поверив в ребенка, поддержать его, помочь ему обрести свое “я”, приобщив к труду. Таков боцман Танцура, спасший подростка, втянутого в преступную деятельность (повесть «На буксире», 1955).

В конце 60-х годов Иосиф Дик обратился к теме войны, сделав героями драматических событий военного лихолетья наряду со взрослыми и детей. В повестях «Соблюдать тишину», «Мальчик и танк» (1970) дети, как и взрослые, рискуют жизнью, совершают подвиги, но зверства фашистов, смерть и горе не озлобляют их, не порождают в их неокрепших душах жестокость. На войне, как и в мирной жизни, доминирующим качеством ребенка остается человечность, без которой, по мнению писателя, нельзя осознать себя личностью и прожить полноценную жизнь.

Своим лучшим героям Иосиф Дик передал часть своих душевных качеств: доброту, оптимизм, душевную щедрость, чувство товарищества и веселость – все это позволило создать яркие детские характеры. Индивидуализации личности ребенка способствует умелая передача автором детской речи, сообразной возрасту ребенка и среде, в которой он живет, а также острые конфликты, приключенческие сюжеты, лиризм и юмор, буквально пронизывающие его повести и рассказы.

Дик не просто писал о детях, он любил их. Часто общался с ними, устраивал игры, развлечения. Обожал их мир, напоминавший ему собственное детство, счастливое и безоблачное, так внезапно и трагически оборвавшееся.

Читайте хорошие книги!

ЛИТСОВА.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Shopping Cart