Писатели юбиляры 2022 – Алесь Адамович

3 сентября родился Алесь (Александр) Михайлович АДАМОВИЧ (1927-1994), белорусский и русский писатель.

Писатель-юбиляр Алесь Адамович

Алесь Адамович начал печататься как критик с 1953 года, как прозаик – с 1960 года. Писал на белорусском и русском языке. Произведения Адамовича переведены на 21 язык. Неоднократно печатался в «Литературной газете», газете «Московские новости», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Грани». Был одним из первых, кто поднял тему Чернобыльской катастрофы в её настоящих масштабах.

В 1958 году вышла первая опубликованная в печати книга Адамовича, литературоведческое исследование «Шлях да майстэрства: станаўленне мастацкага стылю Кузьмы Чорнага» («Путь к мастерству: Становление художественного стиля Кузьмы Чорного»). В 1959 году появился сборник литературно-критических статей «Культура творчасці» («Культура творчества»).

В 1960 году писатель публикует в журнале «Дружба народов» роман «Война под крышами». В 1961 году вышла из печати монография А. М. Адамовича «Белорусский роман», на основе которой была защищена докторская диссертация. В 1963 году Алесь Адамович публикует в журнале «Дружба народав» вторую часть романа-дилогии «Сыновья уходят в бой».

В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Осия»), в которой Алесь Адамович попытался выйти за пределы автобиографизма.

В 1971 году Алесь Адамович написал «Хатынская повесть» (опубликована в журнале «Дружба народов», 1972 г., №9). Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель выражал обеспокоенность: «Обнаружил, поднял, показал одну лишь крупицу правды, каплю из того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, Хатынской памяти остался, там же, неслышный, невидимый миру». В книге собраны рассказы чудом уцелевших жителей белорусских Хатынь, деревень, которые были сожжены вместе с всеми жителями.

С 1970 по 1973 год вместе с Янкой Брылем и Владимиром Колесником Алесь Адамович проехали по Беларуси, побывали в сотнях сожженных деревень. Они опросили и записали на магнитофон более трёхсот свидетелей войны и трагедий, которые случились в то время, их рассказы легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни…», вышедшей в 1975 году отдельным изданием. Эта книга переведена на многие языки мира, она стала литературным бестселлером на Западе.

В журнале «Пламя» в 1975 году писатель опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Ворота сокровищницы своей открываю…». По жанру произведение относят к роману-эссе.

С апреля 1975 года Алесь Адамович начал записывать ленинградских блокадников. Соавтор — ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году вышла первая часть «Блокадной книги». В 1981 году у Алеся Адамовича вышла повесть «Каратели». Новый взгляд на концепцию военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!» — призвал писателей Алесь Адамович.

В 1982 году Писатель участвует в работе Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в составе белорусской делегации. В те годы Алесь Адамович много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988).

Произведения Адамовича о войне, переведенные на 21 язык, не оставили равнодушным никого в цивилизованном мире. В его жизни были ещё две темы, волновавшие писателя, кроме войны. Это Куропаты и Чернобыль.

В 1986 году закончил повесть-антиутопию «Последняя пастораль» (опубликована в журнале «Новый мир» в 1987 г.). В 1988 году у Алеся Адамовича появилась возможность опубликовать главу повести «Каратели» — «Дублёр» («Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет.

Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы — шестидесятники» (1991). В дни августовского путча 1991 года в Москве находился в рядах защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!» (напечатан на белорусском языке в журнале «Беларусь», 1992, №9-11, затем доработанный — в журнале «Нёман», 1994, №9, отдельной главой документальной повести «Путешествие из Минска в Москву и обратно»).

В последние 2 года писатель серьезно болел. Из общественного деятеля он превращается в летописца и мемуариста. Находясь в 1992 году в клинике, а затем в подмосковном санатории спешил закончить творческие планы, замыслы. Окончил повесть «Венера, или Как я был крепостником» (напечатана в журнале «Нёман» № 6,7). В журнале «Знамя» №12 опубликована повесть «Немой».

Свою итоговую разножанровую исповедально-документальную книгу «Vixi» («Прожито», 1993-94), над которой Адамович работал до самых последних дней, закончить не успел.

Читайте хорошие книги!

ЛИТСОВА.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Писатели юбиляры 2022 - Алесь Адамович

О, привет!
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый месяц.

Мы не спамим!

Shopping Cart

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы!