Меню Закрыть

Писатели юбиляры 2021 – Александр Штейн

Поделиться:

28 сентября родился Алекса́ндр Петро́вич Штейн (1906 — 1993), русский советский писатель, драматург, сценарист.

Писатель-юбиляр Александр Штейн

Литературную деятельность начал в 1929 году, первые пьесы («Нефть» и «Утопия») написаны совместно с братьями Тур и Я. Горевым. В первой самостоятельной пьесе «Талант» (1934) проявились, хотя еще и не в полной мере, свойственные Штейну-драматургу интеллектуальное начало и умение строить психологически сложный характер. Работа над киносценариями «Балтийцы» (1936, совм. с А. Зеновиным) и «Штурм» (1939, совм. с А. Файнциммером) под­вела Штейна к благотворной, но рискованной теме кронштадтского мятежа 1921 года, воплощенной им в пьесе «Весной двадцать первого» (1939). Спустя четверть века он вернулся к этой теме, переработал пьесу, создав новый ее вариант под назв. «Между ливнями» (1964).

Реклама

В годы Великой Отечественной войны Штейн написал киносценарии «Подводная лодка Т-9» (1943) и неожиданную для него самого комедию «Крестовский остров» («Добро пожаловать», 1943, совместно с З. Аграненко). Этот период не оставил в творческой биографии Штейна значительных произведений, но он дал драматургу такой запас жизненных наблюдений и такой заряд творческой энергии, которых ему хватило на долгие годы. С этим связано пробуждение интереса писателя к истории русского флота. Пьеса «Флаг адмирала» (1950) и созданный на ее основе фильм «Адмирал Ушаков» (1952) сделали имя Штейна как одного из ведущих советских драматургов. Художественное исследование истории русской революции он продолжил в пьесах «Пролог. Картины из времени революции 1905 года» (1952), «Между ливнями». Написанная в конце первого послевоенного десятилетия «Гостиница “Астория”» (1956) стала одной из наиболее известных пьес Штейна, своего рода «визитной карточкой» драматурга. В ней отразились не только живая память о прошедшей войне, но и исторический взгляд на нее с позиции человека, обогащенного знанием фактов, открывшихся позднее, в переломную эпоху втор. пол. 1950-х.

Реклама
Реклама
Книги писателя-юбиляра Александра Штейна

Острое чутье журналиста, присущее Штейну, определило и другую особенность его творчества – постоянный интерес к современности, к злободневным ее проблемам, стремление запечатлеть жизнь в ее быстротечности. Порою это увлекало Штейна на ошибочный путь, как, например, в пьесе «Закон чести» (1948), втянувшей писателя в кампанию борьбы с космополитизмом.

Несомненной вехой на творческом пути Штейна стала и драматическая повесть «Океан» (1960). Ни одна из пьес Ш. не ставилась так широко по всей стране и не вызывала такого обилия печатных откликов, как «Океан».

Ряд пьес Штейна посвящена изображению частной, семейной жизни, где доминируют столкновения нравственного порядка, непростые, порой прихотливые человеческие взаимоотношения, в том числе между старшим и молодым поколениями: «Вдовец» (1966), «Аплодисменты» (1967), «Ночью без звезд» (1974), «Черный гардемарин» (1980), «Он и она» (1984) и др. Эти пьесы, отмеченные любовью к человеку, стремлением выявить моральные стимулы его поступков, вызывали неизменный интерес у театров и зрителей, иногда порождая острые дискуссии.

Особое место в творчестве Штейна занимает созданная им в 1970-е драматическая трилогия «Художник и революция»: пьесы «У времени в плену» (1969) – фантазия на темы Вс. Вишневского, «Поющие пески» (1971) – по мотивам произведений Б. Лавренева, «Версия» (1975) – об А. Блоке и его пути к революции. Попыткой осмыслить пройденный путь, запечатлеть черты бурного исторического времени являются и мемуарные книги Штейна.: «Повесть о том, как возникают сюжеты» (1964), «Второй антракт» (1975), «Небо в алмазах» (1976), «Наедине со зрителем» (1982), «Непридуманное» (1985).

Читайте хорошие книги!

Лого сайта ЛитСова.РФ

ЛИТСОВА.РФ

Related Posts